Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 234 
Next page End  

важных социальных функций, она не признается болезненной. Так, боязнь собак, или пауков, или чужих
людей может быть вполне оправданной, однако, если такой страх мешает выполнению важных дел,
которые есть у любого подростка или взрослого человека, он превращается в расстройство. Если страх
оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь, то он является частью нормального
развития. В норме с возрастом страхов становится меньше и появляются они реже, только в наиболее
критических ситуациях. Уменьшение числа страхов связано с когнитивным развитием детей: научением
распознавать действительно опасные и мнимо опасные ситуации. Кроме того, наличие умеренных
страхов в раннем детском возрасте способствует развитию эмоциональности ребенка. Не случайно у
всех дошкольников имеется специфический «пугательный» фольклор (например, истории про «черную
руку» и т. п.).
Люди с тревожными расстройствами скорее не чаще беспокоятся по любому поводу, сколько
испытывают более интенсивные,
чем большинство окружающих, опасения или же имеют страхи, не
соответствующие нормативным представлениям о том, чего должны бояться люди определенного
возраста.
В отношении детской повышенной тревожности в обыденном сознании существует
неправильное мнение о том, что детские страхи исчезают сами собой по мере приобретения
нормального жизненного опыта. На самом деле многие дети, испытывающие повышенную тревогу, не
избавляются от своих проблем в подростковом и зрелом возрасте /30/.
Фобические и панические расстройства возникают в результате взаимодействия двух групп
факторов: нейробиологических и социальных. К нейробиологическим факторам относится
специфическая гиперактивность лимбической системы, вызванная изменениями в балансе биогенных
аминов: повышенное высвобождение организмом катехоламинов, высокий уровень метаболизма
норадреналина, повышение уровня серотонина, снижение уровня гамма-аминомасляной кислоты
(ГАМК), которая является нейромедиатором тормозных синапсов ЦНС. Эти специфически
биологические механизмы предрасположенности к формированию фобических и панических
расстройств реализуются в контексте специфических жизненных обстоятельств (частые стрессы,
авторитарный стиль воспитания в семье, эмоционально холодные детско-родительские отношения в
раннем детстве, жесткие морально-ценностные императивы, предъявляемые к человеку со стороны
окружения), при которых от человека требуется сверхбдительность в отношении враждебных стимулов
и развитие паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения. К сожалению,
социально-психологические факторы возникновения тревожных и панических расстройств в
клинической психологии изучены еще недостаточно.
Дети с тревожными расстройствами обладают нормальным интеллектом. У них отмечается
нарушение избирательности внимания — «тревожная бдительность», связанная с повышенной
тенденцией классифицировать относительно нейтральные раздражители как потенциально опасные. На
когнитивном уровне у таких детей имеется тенденция к преувеличению степени опасности за счет
прицельного поиска доказательств возможной опасности (в норме люди стремятся преуменьшить
опасности и найти доказательства в пользу безопасности). Однако, скорее всего, психологические
изменения процессов внимания и мышления не являются причиной развития тревожных расстройств.
К группе фобических расстройств относятся следующие нарушения:
тревожное расстройство в связи с разлукой (только в детском возрасте);
расстройство вследствие сиблингового соперничества;
— генерализованное тревожное расстройство;
агорафобия;
социофобии (социальная тревожность);
специфические (изолированные) фобии (животных, насекомых, высоты, уколов, экзаменов и
т. д.).
Тревога в связи с реальной или возможной разлукой с людьми, к которым привязаны дети,
является вполне нормальным явлением вплоть до 6-7-летнего возраста. Наоборот, отсутствие такого
страха свидетельствует о проблемности детско-родительских отношений и эмоциональной
неразвитости ребенка. Форму расстройства эта тревога приобретает, когда она выходит за пределы
статистической нормы по степени проявления или по возрасту проявления, мешая повседневным делам
Hosted by uCoz