Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 219 
Next page End  

свое «я» к чему-то выгодному, но антипатичному духовно. Удачник же как раз наоборот, обладает этим
наиважнейшим для жизни «талантом». Жизнеспособные приспособленцы добиваются успеха, а тот, кто
ищет истинное, должен уступить им место. Постепенно к людям, достигшим успеха, у Светы начинает
формироваться воинственно отрицательное отношение: ведь их успех стоит на костях неудачников,
людей истинных. Все глубже укрепляется основная мысль — поиск истины и карьеризм несовместимы,
а наверх ведет, как правило, карьеризм. Более всего начинает ценить в людях бескомпромиссное
желание искать Высший Смысл. Таким людям способна многое простить. Очень хочет жить среди таких
людей. Кажется, что в мире искусства можно их найти, так как «шофер имеет право быть кем угодно, а
художник обязан соответствовать своему искусству». Сблизившись с артистической интеллигенцией,
она была жестоко разочарована. Оказалось, что художник, воспевающий своим искусством красоту,
любовь, добро, в жизни проходит мимо и красоты, и любви, и добра. Света видела в искусстве прямо-
таки священный смысл, не желая понять, что произведение искусства нередко является по
преимуществу результатом эстетического движения души, а эстетическая одаренность автоматически не
предполагает, что этот человек не может быть хамом, злодеем и вообще кем угодно. Разочарование
рождает раздражение. Неудачник мало способен к резиньяции, это человек самолюбиво-несмиренный,
он умен, но не очень мудр. С одной стороны, он искренне стремится к Истине, а с другой — все ему
колет глаза сытый удачник. Внутреннее отношение Светы к удачнику становится все агрессивней. Все
больше и больше в отношениях с людьми дают о себе знать спрятанные, но готовые к нападению клыки.
Начинает казаться, что терпимость следует закону «Я терпим, потому что знаю — если я кусну, ты
куснешь меня тоже и постараешься побольней». Неудачник, по мнению Светы, не хочет быть «ни
волком, ни овцой», он хочет быть «оленем», свободным, добрым. Однако удачники мешают ему в этом.
Проблема в том, что неудачник самим фактом своего бытия обостряет в удачнике комплекс
неполноценности. Неудачник своей духовной независимостью, внутренним превосходством колет глаза
удачникам, заставляя их чувствовать, несмотря на внешний успех, внутреннюю несостоятельность. Тем
более что неудачник испытывает к ним подсознательное презрение. И вот эти толстокожие «люди-
танки» ездят по жизням ранимо-чутких неудачников. Чтобы не ощущать внутренней несостоятельности,
удачники стараются даже создавать препятствия в своих делах и, преодолевая их, меньше думать о себе
и казаться значительней. Неудачник при встрече с этими толстокожими людьми, защищаясь, выпускает
иглы холодной самоуверенности, ироничного остроумия, надевает маску «человека без сантиментов». И
вот уже при встрече с удачниками Света замечает, что «во всех них есть одинаковое — какое-то
беспокойство в глазах, знание своей неполноценности и готовая вспыхнуть в любой момент злоба».
Но вот ее жизнь делает резкий поворот: ей улыбается фортуна, и она много и успешно работает в
театре в качестве ассистента режиссера. «Было много меня», так скажет она об этом периоде. И уже не
думалось о социальной возне и несправедливости жизни. Работа и еще раз работа, неуловимо тонкий
аромат свободы, который одухотворял процесс создания новой постановки. Уверенность в себе,
независимость, способности — всего было в избытке. И вдруг начинается «ситуация», появляется
калека, загадочные машины и т. п. Больная до сих пор не знает, кто конкретно ее преследователи,
многое неясно, но все-таки ей кажется, что «ситуация» связана с ее отношениями с удачниками.
Наверное, им стало неприятно, когда она, неудачник по духу, вдруг добилась успехов и при этом не
утратила своей индивидуальности, свободы. Видя, что неудачник выбился в удачники, кто-то не смог
этого допустить и нанес ей сокрушительный удар. Таким образом, ей кажется, что «ситуация» — это
действия, смысл которых спрятан в проекте отношений «удачники-неудачники», дальнейший
динамичный розыгрыш этого проекта.
[Эти отношения Света подробно описывает в своем романе с
автобиографическими элементами.]
Без сомнения, во взглядах Светы на социальный успех есть что-то неузнаваемое для многих. В
самих размышлениях бреда нет. Но ощутимое бредоподобие чувствуется в акцентированности схемы
«удачники-неудачники», которая превратилась в главный объяснительный принцип; в той личной
аффективной вовлеченности во все это; в том, как Света все больше распаляется по этому поводу. Ее
сознание сужается до этой схемы, и ей уже не видно, что многие из удачливых людей добры, вовсе не
являются духовно уплощенными и не испытывают скрытой ненависти к «людям духа». Существуют
также люди духа, которые самодостаточны и не пытаются соперничать за успех, не завидуют,
уклоняются от делания карьеры и не страдают от этого. Итак, не только в самой этой схеме (верной для
Hosted by uCoz