Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 274 
Next page End  

взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или
повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая
парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени,
чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение
окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития
экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через
соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится
очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования
речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных
слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.
Следует отметить:
Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они
всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим
следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие
непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или
соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии
заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.
Включаются:
- моторная алалия;
- задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I - III уровня;
- связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
- связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Исключаются:
- связанная с развитием дисфазия, рецептивный тип (F80.2);
- связанная с развитием афазия, рецептивный тип (F80.2);
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-);
- общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);
- приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);
- элективный мутизм (F94.0);
- умственная отсталость (F70 - F79);
- органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со
вторым кодом R47.0);
- дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
F80.2 Расстройство рецептивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня,
соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно
нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.
Диагностические указания:
Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого
дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18
месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты
как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают:
неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.),
непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).
Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной
речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет
критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также
серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех
вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее
высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства
не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная
Hosted by uCoz