Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 133 
Next page End  

пользоваться этим термином, таким образом, становится понятным. Но это нежелание, которое так явно
прослеживается у Фрейда и других психоаналитиков, не должно останавливать нас в изучении роли,
которую играет вера в человеческой жизни.
Если мы пытаемся понять состояние человека с точки зрения объективных, научных концепций,
мы упускаем из виду целую область человеческих переживаний, которые, в силу своей субъективной
значимости, оказывают глубинное влияние на поведение человека. Отношение одного человека к
другому, к его окружающей среде и, наконец, к целой Вселенной принадлежит именно этой области.
Религия развилась из потребностей человека понять эти отношения, и мы не можем себе позволить
игнорировать их, только потому что они несут в себе религиозную коннотацию. Нам не нужно бояться
этой религиозной коннотации, если мы не связываем себя обязательствами принимать догмы
специфического религиозного учения. Пытаясь понять отношение человека к самому себе и
окружающему его миру, мы не можем отвергать концепцию веры.
Вера относится к другой области переживаний, отличающейся от знания. Она гораздо глубже,
чем знание, поскольку часто предшествует ему в качестве базиса для последующих действий, и она
(вера) будет продолжать влиять на поведение человека, даже когда ее содержание отрицается
объективным знанием. Хорошим примером этому служит молитва. Многие люди молились за
скорейшее окончание войны во Вьетнаме, или за возвращение любимого здоровым и невредимым, или
за чье-то выздоровление. Сейчас большинство из молившихся сказали бы, что молитва не поможет
осуществить их желания. Однако знание этого факта не остановило их, когда они молились, ибо эта
молитва была выражением их веры. Они чувствовали, что ее выражение оказывало положительный
эффект и что через молитву они получали силу и энергию продолжать жить дальше. Чтобы молиться,
необязательно верить во всемогущее божество. Сила молитвы заключена в вере человека,
произносящего ее. Говорят, что вера может творить чудеса. Мы увидим, что существуют веские
причины для такого утверждения.
Молитва — не единственный способ выражения веры. Проявление любви также является
выражением веры, может быть, самой глубокой и искренней, на которую способен человек. Проявляя
любовь, он раскрывает свое сердце для другого человека и для всего мира. Такой поступок, наполняя
человека невыразимой радостью, также делает его уязвимым для самой сильной боли. Поэтому
проявлять любовь можно, лишь только имея веру во всеобщую гуманность людей и общую сущность
всех живых существ. Человек без веры не может любить, а у человека без любви нет веры.
На самом деле, когда мы изучаем условия жизни, можно заметить, что вера присутствует почти
во всех наших ежедневных поступках. Взять хотя бы фермера, который обрабатывает свою землю и
засевает ее семенами. У него нет твердой уверенности, что вырастет урожай. Часто случается так, что
погибает весь посев. Фермер действует, полагаясь в равной степени как на свое знание, так и на свою
веру. Такой подход был особенно свойствен первобытному человеку, чья власть и контроль над
сельским хозяйством были чрезвычайно ограничены. Можно сказать, что его вера основывалась на
опыте, его личном опыте, а также на накопленном веками опыте других фермеров. Опыт является
важным фактором, он может укрепить или ослабить веру человека. Однако я думаю, что он объясняет
сущность веры, если только мы не рассматриваем опыт как явление, которое выходит за рамки
индивидуального существования.
Размышляя о всех сложностях социального общежития, о взаимозависимости людей, мы
вынуждены сделать вывод, что социальный порядок был бы невозможен без веры. Мать верит, что
молоко доставят к дверям ее дома, рабочий верит, что на деньги, которые он зарабатывает, сможет
купить необходимые ему товары, пациент верит, что врач сделает все от него зависящее, чтобы помочь
ему. В тех случаях, когда всего этого не происходит, мы глубоко шокированы. Люди тысячелетиями
жили сообществами, и на основании этого долгого разумного опыта они обрели веру в
целесообразность совместных усилий. Если такая вера исчезнет, нас ожидает хаос. Несмотря на эти
тяжелые времена, у большинства людей есть внутренняя вера, что в конечном счете все образуется. Я
думаю, что именно эта вера в организованность, упорядоченность жизненного процесса поддерживает
людей в их повседневной деятельности.
Без веры в то, что усилия будут вознаграждены, мотивация к усилию отсутствует. Одна
необходимость не является достаточным побуждением. На моих депрессивных пациентов давит такая
Hosted by uCoz