Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 92 
Next page End  

Капиталистическая система производства позволяет преуспевать лишь тем, кто научился как можно лучше и
при минимальных затратах удовлетворять нужды людей. Разбогатеть можно  только  обслуживая
потребителя.
А вот что представляет собой в этих условиях понятие свободы. Любой взрослый индивидуум имеет
возможность моделировать свой образ жизни по собственному плану. Никто не принуждает его жить
согласно единственно допустимому плану, навязываемому властями с помощью полиции, т.е.
общественного аппарата принуждения. Свободу индивидуума ограничивает не насилие или угроза
насилия со стороны других людей, а только физиологическая структура его тела и естественная
ограниченность его производительных возможностей. Естественно, что способность человека самому
определять свою судьбу не может преодолеть границы законов природы.
Констатируя эти факты, мы не трактуем индивидуальную свободу с точки зрения каких-либо абсолютных
критериев или метафизических понятий. Мы воздерживаемся также от оценки модных доктрин апологетов
тоталитаризма как "правого", так и "левого" толка. Мы не разделяем утверждения, что массы, якобы,
слишком неразвиты и неспособны понять, в чем состоят их "истинные" потребности и интересы, и
нуждаются в опекунстве, - правительстве, иначе их дело плохо. Мы не будем также анализировать
утверждения, что есть претенденты из числа "сверхчеловеков", готовых взять на себя роль таких опекунов.
  Стр. 4. Прискорбно в наших современниках не то, что они безудержно стремятся к все большему
разнообразию предметов потребления, но в том, что они выбирают неверные средства для достижения этой
цели. Они введены в заблуждение лживой идеологией, поэтому потворствуют политике, противоречащей их
собственным жизненным интересам, если их понять правильно. Не желая осознать неизбежные следствия
своего поведения, которые не замедлят сказаться в конечном счете, они довольствуются теми
краткосрочными выгодами, которые, в конце концов, обязательно приведут к всеобщему обнищанию,
разрыву сотрудничества между группировками на основе разделения труда и возврату к варварству.
Есть только один способ улучшить материальное положение человека:
ускорить рост накапливаемого капитала по отношению к росту населения . Чем больше капитала
вкладывается в расчете на одного работающего, тем больше товаров может быть произведено и
потреблено, тем лучшего качества они будут.
  Стр. 6. Индивидуум, в первую очередь, принадлежит не определенной нации, а скорее определенному
сословию (Stand, etat) и только в качестве такового входит в состав нации. Со своим соотечественником,
принадлежащим к другому сословию, он не чувствует никакой общности с ним. Он ощущает только
пропасть, разделяющую обоих. /?/ Отличия проявляются и в языке и в одежде./ Вероятно все это автор
относит к сравнению с феодализмом - В.П./.
Стр.7. Никто никогда не утверждал, что при свободном капитализме процветают те, кому должно
отдаваться предпочтение с точки зрения  вечных ценностных норм. 
Капиталистическая свобода рынка не предполагает вознаграждения человека по его "подлинным" заслугам,
неотъемлемым достоинствам и моральному совершенству. Не делает его процветающим и оценка его вклада
с точки зрения "абсолютной" справедливости. Важна только оценка, даваемая ему его собратьями, которые,
однако, применяют исключительно собственные мерки, исходя при этом из своих вкусов, желаний и целей.
Именно в этом состоит особенность демократической системы рынка. Потребитель - превыше всего, а
значит он, - полновластный хозяин.
В условиях рыночной экономики важно не научное определение ценности, а та реальная оценка,
которую дают данной вещи люди, покупая  или не покупая ее.
Тому, кто склонен сетовать на, якобы, не честность рыночной системы, можно порекомендовать
лишь одно. Если хочешь добиться успеха, попытайся предложить потребителю что-либо дешевле или
лучше, чем то,  что уже имеется.... Равенство перед законом позволят тебе вызвать на  соревнование
любого миллионера.
Если вы предпочтете богатству, которого могли бы добиться, торгуя одеждой или занимаясь
профессионально боксом, удовлетворение от занятий поэзией или философией, - ваше право. Но тогда,
Hosted by uCoz