Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 74 
Next page End  

19
статистические данные о всевозможных социальных характеристиках индивидов. Согласно
Дюркгейму, жить в обществе - значит быть во власти его логики, и часто люди следуют ей,
совершенно не подозревая об этом. Нередко для того чтобы раскрыть внутреннюю динамику
общества, социолог вынужден пренебрегать ответами на его вопросы самих субъектов
социального действия и искать объяснения, скрытые от их сознания. Этот особый
дюркгеймовский подход перекочевал в теоретическое направление, которое называют
функционализмом. В функциональном анализе общество рассматривается с точки зрения его
функций и предстает как система, функции которой часто скрыты или недоступны для
понимания тех, кто действует внутри нее. Американский социолог Роберт Мертон» удачно
выразил этот подход, введя понятия явных и латентных (скрытых) функций. Первые
осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые -
неосознаваемые и
непреднамеренные. Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их
прекращение, а латентной - создание подпольной империи игорного бизнеса. Христианские
миссии в африканской глубинке явно стремились обратить ее жителей в христианство, а латентно
способствовали разрушению местных племенных культур и, таким образом, дали мощный
толчок процессам социальной трансформации. Контроль Коммунистической партии над всеми
сферами жизни общества явно был призван поддерживать господство революционного духа,
латентно же породил новый класс удобно устроившихся бюрократов, несомненно, буржуазных
по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению и преданности
идеалам, что было свойственно большевикам. Явная функция многих добровольных организаций
в Америке заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная - в
присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным
организациям.
Центральное для некоторых социологических теорий понятие «идеология» может служить
еще одной иллюстрацией изобличи тельной тенденции. Социологи употребляют это понятие в
тех случаях, когда определенные взгляды служат рационализации за крепленных законом
имущественных интересов некоторых групп. Очень часто подобные взгляды способствуют
систематическому искажению социальной реальности подобно тому, как отдельный индивид
может невротически отрицать, деформировать или придавать противоположный смысл тем
аспектам своей жизни, которые вызывают у него беспокойство. Эта идея занимает центральное
место в концепции итальянского социолога Вильфредо Парето», а понятие «идеология», как мы
увидим в следующей главе, является ключевым для того подхода в социологии, который
называется «социологией знания». С позиций указанных подходов, идеи, с помощью которых
люди объясняют свои действия, рассматриваются (букв.: разоблачаются. - Пер.) как самообман и
агитация, как тот род «искренности», который удачно описал Давид Рисмен: это состояние ума
человека, привыкшего верить собственным пропагандистским утверждениям. Такая трактовка
понятия «идеология» позволяет употреблять его при анализе убежденности большинства
американских врачей в том, что уровень здоровья снизится, если отменить платное медицинское
обслуживание, или убежденности многих владельцев похоронных бюро в том, что недорогие
похороны свидетельствуют о недостаточной скорби по усопшему, или, наконец, претензий на
занятия «образовательной» деятельностью со стороны ведущих телевикторин. Страховой агент
представляет себя человеком, дающим отеческие советы молодым семьям, комедиант из кабака -
артистом, палач - слугой общества; и все эти представления не просто отражают желание
индивида смягчить чувство собствен, ной вины или стремление к статусу, а являются составной
частью официальных самооценок целых социальных групп, обязывающих всех своих членов
исповедовать их (вплоть до отлучения от группы в случае отказа). Вскрывая функционирование в
обществе идеологических притязаний, социолог будет стремиться не походить на тех историков,
о которых говорил еще Маркс: любой уличный торговец лучше них различает то, чем человек
является на самом деле, и то, за кого он себя выдает. Изобличительный мотив социологии
обнаруживает себя в преодолении словесной дымовой завесы, прикрывающей непризнанные и
часто неприглядные «приводные механизмы» социального действия.
Как уже отмечалось, социологическое сознание возникает тог да, когда общепринятые или
официально установленные трактовки общества становятся шаткими. Отличным примером для
осмысления ситуации появления социологии служит Франция (родина социологии), где именно
попытки интеллектуально охватить последствия Французской революции, т.е. не только великих
потрясений 1789 г., но и того, что Токвиль назвал длительной Революцией XIX в., и составили
Hosted by uCoz