Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 74 
Next page End  

2
распространении. Тот факт, что большая часть криминологов работает на полицию, а не на
мафию, можно отнести на счет этических пристрастий самих криминологов, взаимодействием
полиции с широкой общественностью и, возможно, недостаточным интересом преступников к
научной премудрости. К характеру информации это не имеет никакого отношения. Словом,
«работая с людьми», можно стремиться вывести их из нищеты или привести на скамью
подсудимых, рекламировать книги духовного содержания или про сто залезать к людям в карман
(легально или нелегально), заставлять их делать более качественные автомобили или взрывать
бом бы. Однако в таком представлении образа социолога остается что-то недосказанное, хотя оно
верно описывает по крайней мере начальный импульс, приведший некоторых людей к изучению
социологии.
Теперь вспомним другое, тесно связанное с предыдущим представление о социологе как
теоретике социальной работы. Этот образ хорошо согласуется с общей линией развития
социологии в Америке. По крайней мере, одним из ее истоков послужила озабоченность
социальных работников, которые еще на заре промышленной революции столкнулись с такими
явлениями, как рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, массовые движения,
разрушение традиционных жизненных укладов и, как следствие, размывание социальных
ориентиров. В свое время подобные проблемы стимулировали значительную часть
социологических исследований, но и до сих пор они нередко побуждают будущих работников
социальной сферы избирать своей специальностью социологию.
На самом же деле гораздо большее влияние на социальную работу в Америке, на развитие
ее «теории» оказала психология, а не социология. Очень может быть, что это как-то связано с
разницей статусов психолога и социолога в массовом сознании, о чем мы говорили в самом
начале. В течение долгого времени социальным работникам приходится вести нелегкую борьбу и
за признание своей «профессии», и за ее престиж, и (не в последнюю очередь) за оплату своего
труда как следствие искомого признания. В поисках «профессиональной модели» для
подражания они посчитали наиболее естественным выбрать профессию психиатра. Вот почему
современные социальные работники ищут своих «клиентов» в офисах, проводят с ними
пятидесятиминутные «клинические интервью», размножают тексты бесед и обсуждают их
результаты с «руководством». Приняв внешние атрибуты психиатров, они естественным образом
восприняли и их «идеологию». Потому-то современная американская «теория» социальной
работы по большей части представляет собой специфически препарированную версию
психоаналитической психологии своего рода фрейдизм для бедных, к которому прибегают с
целью оправдания важнейшего требования социальной работы - помогать людям, опираясь на
«науку». Мы не станем здесь исследовать вопрос о том, насколько научно обоснована эта
синтетическая доктрина. Мы считаем, что она не только имеет мало общего с социологией, но и
слишком односторонне подходит к социальной реальности. Отождествление социологии с
социальной работой в сознании многих людей является в определенной степени следствием
«культурного отставания», образовавшегося в те времена, когда социальный работник, еще не
будучи «профессионалом», имел дело скорее с нищетой, чем с либидозными фрустрациями, и
вполне обходился без помощи диктофона.
Но даже если бы социальная работа в Америке под влиянием массового сознания не
испытала крена в сторону психологизма, то и тогда образ социолога как руководителя
социальной работой был бы неверным. Социальная работа независимо от ее теоретического
обоснования - это особый вид общественной практики. Социология -
не практика, а попытка
понять. Разумеется, пони мание может оказаться полезным в практической деятельности. Именно
поэтому мы считаем, что дальнейшее развитие социологии принесет большую пользу социальной
работе и избавит нас от необходимости погружаться в мифические глубины «бессознательного»
для объяснения тех явлений, которые, как правило, вполне осознаваемы, более просты и
социальны по своей природе. Но в социологическом познании, цель которого заключается в
попытке понять общество, нет ничего, что делало бы занятие самого социолога той или иной
практической деятельностью не обходимым. Социологическое знание (понимание) можно
рекомендовать социальным работникам, а кроме того продавцам, сиделкам, проповедникам и
политикам, т.е. фактически каждому, кто связан с манипулированием людьми независимо от
конкретных целей и моральных оправданий. Именно такое понимание социологического
познания подразумевается в классическом утверждении Макса Вебера (одной из наиболее
важных фигур в истории развития социологической мысли) о том, что социология «свободна от
Hosted by uCoz