Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 164 
Next page End  

вообще, теперь, когда происходит переход от грубых эмпирических разнокачественных обобщений к
зрелой системе теоретической науки? Может ли человечество на время отказаться от вопросов
психологии и Пока заниматься вопросами биологии и физиологии? Можно ли отказаться от
теоретического ответа на безотлагательные и неотступные вопросы индивидуализации в педагогике?
Ясно, что независимо от академической позиции жизнь вынуждает давать ответы на ее
неотступные и вечные вопросы. Но для того, чтобы ответы эти хотя бы в минимальной степени
помогали практике, нам кажется, что нужно учесть два обстоятельства. Во-первых, ответы на сложные
практические вопросы, для которых теоретическая почва еще не подготовлена, должны в максимальной
степени исходить из обобщения практики, непосредственно проверяться в ней. Роскошь известного
теоретического отступления могут допустить лишь науки, достаточно созревшие. Во-вторых, ответы на
указанные сложные вопросы нужно давать непременно в связи с исторической эпохой и особенно
эпохой такой общественно-экономической, политической и идеологической перестройки, как наша,
когда каждая наука и тем более та, которая особенно близко стоит к общественно-политической
практике, должна пересмотреть свои старые позиции и определять новые.
Научные принципы исследования характера претворяются в практику этих исследований
посредством системы конкретных методик, от которых зависит и качество добываемых фактов в этой
сложной области.
Характерологическое исследование включает в себя собирание и обобщение биографических
сведений об истории развития отдельных личностей.
Изучение биографии должно базироваться на достоверных фактах, т.е. на обстоятельствах жизни,
условиях воспитания, деятельности и поведения самого человека, которые находятся в тесной связи с
высказываемыми им мнениями, взглядами и представлениями. Изучение истории жизни человека
имеет целью выявление отношений данной личности к окружающей действительности, в которую
необходимо включаются коллективы людей и отдельные лица, оказавшие влияние на развитие
личности этого человека.
В целях сравнительного изучения характера, особенно выявления типических черт в
индивидуальных характерах, психология использует биографии и автобиографии, отвечающие
требованиям фактической достоверности и объективного подхода к изучению человека.
В нашей литературе широко представлены биографические данные доблестных воинов, людей
производства, деятелей науки, культуры и искусства, в личности которых ярко проявляются типические
черты наших соотечественников.
Однако в подобных биографических материалах далеко не всегда освещаются такие важные
моменты жизни людей, в которых наиболее характерно проявляются вкусы и привязанности человека,
без которых невозможно полное характерологическое исследование.
Обобщенные в виде художественных образов типические характеры нашли свое отражение в
художественной литературе, которая является одним из важных источников для психологии характера.
Художественная литература, давая типические образы людей, показывая историю их жизни и
деятельности, является особой формой познания действительности. Нет надобности здесь особенно
отстаивать эту мысль, но нам кажется, что в психологии недостаточно обращено внимания на эту
сторону, хотя литературная критика оценивает произведения в зависимости от того, насколько верно
они отражают жизненную правду. Вопрос взаимодействия психологии и литературы еще требует своего
развития и разрешения, однако, независимо от этого, лучшие образцы художественной литературы
всегда были, есть и будут своеобразным и ценным источником знаний о людях и средством их
воспитания.
Основным источником индивидуальной психологии являются и специальные научные
исследования, посвященные этому вопросу. Несомненно, что основной материал характерологического
познания можно получить лишь в результате изучения отдельных людей, взрослых и детей, выдающихся
чем-либо и формально не выдающихся. Однако этот материал еще не организован, и бесконечное
богатство в этом отношении фактического педагогического и психологического опыта теряется,
оставаясь распыленным, и не обеспечивает того реального развития науки, которое в нем потенциально
заложено.
Методы психологии, изучающей различия людей, с технической стороны не отличаются от
Hosted by uCoz