Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 164 
Next page End  

исходном отрицательном отношении умение и тактичность педагога позволяют постепенно
реорганизовать отношение и, превращая его во все более положительное вплоть до увлечения,
повышать активность и успешность учащегося. В связи с этим устанавливается прямая роль тактики
воспитателя, тренера, коллектива. Обнаруживается также, что решительность и смелость как черты
характера, ярко проявляющиеся на уроках физкультуры, представляют выражение и следствие
отношения к этому предмету. Физкультурное соревнование, включая учащегося в особую систему
практических отношений, выражает отношение к цели физкультурного упражнения или их системе и,
мобилизуя усилия, является стимулом развития волевых качеств. Выступая отчетливо в области
физической культуры, эти положения не менее значимы и для любого учебного предмета.
В раннем школьном возрасте формирование волевого усилия тесно связано с
непосредственными эмоциональными отношениями. В работе А. Г. Ковалева (1957), посвященной
проблеме воли и психологии отношений, показывается, как отношение определяет характер волевого
усилия. Автор приводит интересный для педагогической практики пример попыток улучшить почерк
школьника. Эти попытки оказываются бесплодными, если ограничиваются лишь повторными
упражнениями, и, наоборот, они дают успешный результат, когда за хорошо написанный текст ученик
получает поощрение, изменяющее его отношение к своему почерку и задаче исправления. Автор
указывает, что центр тяжести проблемы воли заключается не просто в действии и не в борьбе мотивов,
а в достижении цели, являющейся объектом активного отношения, выражающей потребность реального
или интеллектуального обладания.
Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не
только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия,
решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая
субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д.
Наиболее существенные различия структур волевого поведения заключаются в том, что усилие в
примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального и конативного
отношения. Рациональные мотивы необходимости или долга оказываются в этих условиях
малодействеными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают
господствующую силу. Их роль возрастает по мере развития личности и характеризуется растущей
интеллектуализацией поведения и образованием идейно-нравственных мотивов. Мы уже указывали на
то, что в поведении юноши отчетливо выступает роль таких образований, как сознание долга,
ответственности и убеждения (1957). Однако ни функциональная, ни структурная психология, ни даже
психология деятельности не уделили и не уделяют вопросам психологии долга, убеждения и
ответственности того внимания, которого они заслуживают.
Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От
отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с
непосредственным отношением существует опосредствованное. Непосредственное отношение
определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем
психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из
всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности.
Опосредствованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе
целей личности. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга
или вообще нравственности — мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или
иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы.
Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура
отношения.
В одной из работ мы уже указывали, что отношение к деятельности в разной степени динамично.
Метафорический термин «насыщение», применяемый К. Левином, обозначает изменение отношения к
объекту и процесс деятельности в течение и
под влиянием процесса самой деятельности. Не касаясь
недостатков всей концепции К. Левина, надо заметить, что, оперируя материалом, относящимся к
деятельности, обусловленной только непосредственными побуждениями интереса, К. Левин
совершенно прошел мимо обусловленности ее сознанием объективной необходимости. Создавший
понятие о кривой работы Э. Крепелин совершенно не учитывал ни роли непосредственной
Hosted by uCoz