Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 164 
Next page End  

того, что исследования чувствительности объективно опираются на выражение сенсорно-
анализаторной деятельности сквозь призму речевой переработки в связи с ролью второй сигнальной
системы. Объективное исследование сенсорики должно вестись одновременно и соответственно в двух
планах: произвольно-речевом — «субъективном» и непроизвольно-вегетативном (см.: В. Н. Мясищев,
1929; Г. Ю. Гершуни, 1945, 1954).
Нельзя не учесть, что современная экспериментально-психологическая техника, широко
использующая возможности электроники и кинотехники для регистрации тончайших двигательных
(биофизически-вегетативных) и речевых реакций в связи с различными воздействиями, значительно
расширяет возможности объективного, точного и разностороннего исследования.
Все вместе взятое позволяет оценить большую перспективную, принципиальную и конкретную
значимость этих исследований. Однако пока эти данные еще не использованы для психологии
индивидуальных различий.
Исходя из указанных принципов рассмотрения: синтеза объективного и субъективного,
рефлексорно-моторного, вегетативного и речевого, условий настоящего и прошлого опыта, можно
подойти к правильному объективному использованию данных экспериментально-психологических
исследований в дифференциально-психологическом плане, на что давно указывал В. М. Бехтерев. В
этом плане может быть применено не только исследование с помощью ассоциативного метода, но и с
помощью корректурного метода и даже критически разобранного выше метода Роршаха.
Мы не имеем возможности остановиться на конкретном применении экспериментально-
лабораторных методов и на добытых с их помощью результатах. Достаточно упомянуть, что имеющая
существенное значение для истории экспериментального изучения индивидуальности работа Эрна
(Oehrn, 1895) дала толчок к разработке системы объективно-экспериментальных приемов исследования,
которая, развиваясь односторонне в области душевных заболеваний, выродилась в систему или, как
американцы выражаются, батарею тестов. Поэтому разработка вопроса о более или менее развернутой
системе экспериментальных приемов исследования психических особенностей — дело будущего.
Между лабораторным экспериментом и методом наблюдения особое место занимает так
называемый «естественный эксперимент», который введен русским психологом и психиатром А. Ф.
Лазурским (1916). Как говорит автор, в этом методе мы экспериментируем самой жизнью, т.е.
натуральная, повседневная деятельность человека становится средством экспериментального выявления
свойственных ему психических и характерологических качеств.
Этот метод заслуживает большого внимания не только с точки зрения строгого следования всем
его деталям ввиду трудного осуществления его во всей его полноте, но и с точки зрения организации
наблюдения исследователем, в смысле формирования условий и выбора участка наблюдения.
Естественный эксперимент Лазурского заключается в том, что отдельные виды деятельности,
характерные для исследуемого и привычные для него, психологически проанализированные,
используются для изучения его особенностей; при этом выбирается такой вид деятельности, когда в
этих же условиях находится группа лиц и таким образом создается возможность естественно, незаметно
для испытуемого наблюдать его в осмысленной повседневно осуществляемой им деятельности и
анализировать этот результат, варьируя, можно сказать, даже дозируя те условия, значение которых
является существенным для определения качеств испытуемого.
Так, исследуя наблюдательность, можно производить физические или химические опыты,
которые затем исследуемые описывают: при этом А. Ф. Лазурским предлагается во всех деталях,
подробно описать этот опыт; на уроке естествознания можно детально описать продемонстрированное
чучело того или иного животного. Опыты по физике позволяют установить точность и обилие, объем и
последовательность наблюдений, с одной стороны, с другой стороны, они позволяют судить о том, как
исследуемый связывает друг с другом звенья нового, недостаточно ему известного эксперимента, когда
предшествующий курс предполагает возможность получения от него соответственного объяснения.
Таким образом, наблюдение как процесс восприятия (деятельность первой сигнальной системы),
объяснение как деятельность второй сигнальной системы сочетаются с качественными особенностями,
например, способностью толкования, выступающими отчетливо в процессе этого эксперимента.
Подвижные игры на уроках физкультуры позволяют проявить психомоторные особенности, силу,
ловкость, точность движений. Они обнаруживают и другие характерологические качества: уверенность
Hosted by uCoz