Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 164 
Next page End  

влияют на формирование характера личности. Положение семьи определяется социально-
экономическими условиями эпохи, а в семье и начинается развитие человека. В теснейшей связи с ними
стоят педагогические и психологические условия развития, которые оказывают непосредственное
воздействие на формирование личности. Из общественно-экономических, а отчасти и из психолого-
педагогических условий вытекают и физиологические или соматические условия развития ребенка.
Достаточно указать на то, что в условиях крайней бедности питание, санитарно-гигиенические условия
жизни, одежды и т.п. далеко отстают от необходимого минимума. Вместе с тем хорошо известно,
насколько избыточные, изнеживающие условия хорошо обеспеченных кругов населения
антипедагогичны и физиологически вредны для детей.
Это — общий фон истории развития. Наряду с этим общим фоном мы изучаем специфические
особенности условий и влияний. Например, благоприятные, в смысле социально-экономическом,
обстоятельства могут сочетаться с обстоятельствами крайне неблагоприятными в смысле
педагогическом и психологическом. Так, в культурной семье, где родители по тем или иным причинам
много заняты, дети иногда получают недостаточное и неправильное воспитание, что проявляется в
виде жесткого и сухого или, наоборот, изнеживающего воспитания, в отсутствии внимания к детям или
даже их безнадзорности. Воспитание и при хороших материальных условиях семьи может оказаться
неблагоприятным в силу отсутствия плана, системы, понимания тех санитарных и гигиенических
требований, которым должно удовлетворять это воспитание.
Чрезвычайно важной стороной психолого-педагогической ситуации при семейном воспитании
являются взаимоотношения, которые существуют в семье. Неодинаковые отношения родителей к
разным детям, неодинаковое внимание к ним и требования, семейные конфликты, тяжелая и длительная
обстановка семейного разлада часто жестоко уродуют характер ребенка и болезненно отражаются на его
нервной системе.
Жизнь и воспитание — длительный процесс, в который вторгаются иногда совершенно
непредвиденные и потрясающие воздействия, резко изменяющие, иногда уродующие личность.
Конфликт и разрыв в семье, лишающий ребенка одного из родителей, вторая женитьба, преступление
одного из родителей, болезнь и смерть одного из родителей, обеспечивающего материальное
благосостояние семьи, конфликт подростка с родителями — все это является источником изменения
черт характера и формирования особенностей поведения, которые могут вступать в резчайшие
противоречия с окружающей средой.
В настоящее время мы начинаем забывать о том явлении, которое называлось беспризорностью,
а между прочим, блестящий памятник работы с беспризорностью, который создал А. С. Макаренко,
представляет собой одну из поучительнейших глав педагогики вообще и педагогики характера,
специально основанной на подлинном дифференцированном психологическом подходе. Достаточно
указать на «Педагогическую поэму» Макаренко и именно на нее, для того чтобы создалось правильное
представление о том, как в тяжелых условиях жизни образовалась своего рода психологическая и
характерологическая короста на психике подростка и как совершенно безнадежный (на первый,
поверхностный или, что еще хуже, предвзятый взгляд) антисоциальный элемент при умелом
педагогическом подходе довольно быстро сбрасывал эту коросту и восстанавливал в условиях
организованного коллектива черты полноценного человека. Опыт Макаренко имеет огромное значение
для доказательства возможности перевоспитания характера. Воспитание в раннем возрасте протекает
преимущественно в семьях.
Но наряду с семейным воспитанием большое значение имеет общественное воспитание, которое
полностью заменяет семейное в детских домах и дополняет его в яслях, в детских садах, в школе. В
материалах Макаренко мы видим случаи беспризорности, где формирование характеров и внешних
характерологических уродств протекало вне системы семейного воспитания и в условиях отсутствия
общественного воспитания.
История формирования наших взрослых современников показывает, что взаимоотношения между
школой и семьей лет 25 тому назад чрезвычайно резко отличались от тех, которые мы наблюдаем в
настоящее время. В силу этого задача изучения условий в школе, школьного коллектива учащихся и
учащих, степени организованности и уровня педагогической работы дополняется также задачей
изучения соотношений между семьей и школой и роли этих взаимоотношений в формировании ребенка.
Hosted by uCoz