Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 164 
Next page End  

поведения. Заключение должно установить своеобразие условий и реакций исследуемого и подготовить
к ответу на вопрос, что представляет данная личность и как условия прошлого определяют поведение. В
основных чертах заключительные выводы анамнеза должны освещать следующие стороны:
1. Каковы были особенности условий в биологическом отношении и как они эволюционировали.
2. Каковы были особенности условий для развития активности, для умственного развития,
образования навыков и как они эволюционировали.
3. Какие принципы и отношения прививались исследуемому (главным образом интересы и
социальные установки).
4. Каковы были значительные события в жизни личности и какое влияние они оказали на нее.
5. Каковы были особенности хода развития организма и личности. Как менялся характер
поведения ее, насколько это зависело от внешних условий и от каких именно.
6. Какой род педагогических мер имел положительный успех и какой отрицательный.
7. Какие исследуемый обнаружил склонности и в какой мере соответствовали им условия.
8. Какие особенности характера можно предположить на основании анамнеза.
9. Какие проблемы ставит анамнез наблюдению и эксперименту.
10. Какие задачи воспитания и психотерапии вытекают из анамнеза.
В 1-м и 2-м пункте особенно важно обратить внимание на то, насколько постоянны условия:
менялись ли они постепенно или внезапно, критически. Нужно оценить их как благоприятные или
неблагоприятные, производя эту оценку отнюдь не абстрактно, а в связи с особенностями исследуемого
и имея в виду, что абстрактная неудовлетворенность может быть задержкой, но может и стимулировать,
а избыточная благоприятность может изнеживать. Резюмируя это, как и все другие пункты, нужно
стремиться вскрыть типические свойства.
Пункт 3-й должен ответить на вопрос о том, какую позицию личности к окружающему, ее
избирательную чувствительность, интересы, отношения должны были формировать окружающие ее
условия.
В пункте 4-м важны не только сами по себе события, но: а) их родовое, так сказать,
функциональное значение (опасность для жизни, потеря близкого, к которому исключительно привязан,
катастрофа, болезненный удар самолюбия, обманутое безграничное доверие, насилие), б) его
характерообразующее влияние в смысле реакции личности на события и позиции, вырабатываемой на
будущее.
В пункте 5-м тоже в самой обобщающей форме нужно представить особенности хода развития по
типу ли постепенного развертывания или критической стороны доминант.
Пункты 6-й и 7-й должны охарактеризовать активную избирательность личности как самое
основное проявление ее своеобразия в отношении окружающего вообще и педагогических воздействий
специально.
Сведения о прошлом личности вырисовывают нам ее характер. Ориентировочно составив
некоторое представление о личности, мы должны подтвердить правильность его фактами наблюдений
и экспериментами (пп. 8, 9). Наконец, естественно-практическая установка наша в отношении
исследуемого ставит перед нами вопрос о том, в каком направлении и как нужно воздействовать на
него.
В заключение остановимся еще на одном моменте работы с анамнезом.
В практике исследователю часто приходится обращаться от настоящего к прошлому, т.е.
отыскивать причины того или другого характерологического образования, имеющегося у данной
личности. Для этого, как и в предыдущем случае, необходимо сначала уяснить себе, какие условия
вообще могут содействовать развитию этого свойства, чтобы затем уметь правильно ориентироваться в
конкретном анамнезе.
Примером может служить такой отрывок.
Имеется характерологическое образование — эгоизм.
Надо выяснить возможные условия его генезиса.
Сюда относятся:
1. Деспотизм воспитания.
2. Отсутствие ласки, черствость, враждебность к ребенку.
Hosted by uCoz