Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 164 
Next page End  

ранее использовалось понятие доминирования. Нельзя не заметить, что понятие доминанты сочетает в
себе понятие механизма и той положительно избирательной возбудимости, которая выражается как
склонность; соответственно этому доминанта лежит в основе синтеза понятий склонности и
способности.
Все это показывает, что в СССР в области физиологии человека и психологии, в исследовании
склонностей и способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Однако в будущем
необходимо расширить физиологические работы в этой области. В многочисленных исследованиях по
физиологии высшей нервной деятельности ребенка нет ни одного исследования, которое поставило бы
вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способности.
Другая задача вытекает из широко распространенного в психологии понятия задатка.
Крупнейшие наши психологи (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов) склонны рассматривать задаток как
анатомо-физиологическое понятие.
Если это понятие анатомо-физиологическое, то для психолога это имеет смысл лишь как ссылка
на ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение того, что
раз есть способности, то нечто должно быть до их появления. Это нечто и есть врожденные
предпосылки-задатки. Такое понимание ничего не дает психологии и не имеет оснований в фактических
данных. Отсюда возникает необходимость психологически осмыслить понятие задатков в смысле
природных психических особенностей. Не касаясь сложнейшего вопроса отделения генотипического от
паратипического, нужно сказать, что анализ способностей позволяет выявить в их структуре более
общие и простые свойства, которые, будучи психологическими, лишь в своем сочетании и, главное, в
своей сработанности становятся способностями. Эти элементарные свойства и представляют тот
материал, те так называемые данные, из которых в дальнейшей жизни могут сформироваться
способности. Обнаружив достаточные голосовые, силовые, диапазональные и тембральные данные,
точность различения и воспроизведения звуков, аккордов и мелодий и т.п., можно сказать о задатках
певца, но лишь процесс обучения обеспечивает их формирование в способности.
Здесь мы подходим к решающему для каждой науки вопросу о методах исследования, разработка
которых необходима и в проблеме способностей.
Вопрос о психологических основаниях, применяемых методах исследования, границах их
возможностей, условиях их продуктивного применения требует специальной разработки. Нужно
признать существенным недостатком наших психологических работ почти полное отсутствие
значительных количественных материалов и статистических исследований как в области проблемы
способностей, так и в психологии вообще. Отказ от применения метрики и односторонняя качественная
характеристика противоречат требованиям развития, предполагающим применение и количественной
меры.
Математическая обработка необходима в изучении как индивидуального, так и массового
материала. Хотя ограниченности учения о факторах для нас ясны и его недостаточная обоснованность
явствует из борьбы двух направлений в обработке материалов — биофакториального, точнее,
монофакториального, анализа, возглавляемого Спирменом, и полифакториального, возглавляемого
Терстоном, однако противостояния этих представителей английской и американской школ, все более
сглаживающиеся, не исключают противоречия в освещении возникающей из факторной теории
проблемы соотношений данных количественных измерений, факторов и способностей. Данные
измерений представляют для первой школы, как известно, лишь симптомы, в основе которых лежат
факторы, играющие важную роль в характеристике способностей; для другой группы результаты
применения тестов непосредственно раскрывают и значимые факторы, и способности. Приведенное
показывает, что широкое применение метрики требует значительной теоретической работы.
Было бы неправильно думать, что все буржуазные психологи в своей практике ограничиваются
тестами. Можно назвать крупнейших психологов, которые наряду с тестами использовали
автобиографические данные, сведения, полученные от родственников и других лиц, результаты
деятельности исследуемого лица. Укажем В. Штерна, работы Вернона, Термена.
Особого внимания заслуживает биографический, точнее, психографический, метод. Однако
нельзя согласиться с противопоставлением ему метода анализа деятельности, выдвинутого крупнейшим
исследователем в области способностей Ревешем.
Hosted by uCoz