Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 164 
Next page End  

На любом примере биографии можно показать, что противопоставление двух моментов единого
процесса жизни и творческого процесса принципиально неправильно.
Наконец, нужно остановиться еще на одном обстоятельстве. Несомненно, что чем более
выражена в деятельности творческая сторона, тем выше уровень одаренности. Однако творчество —
сложнейший процесс, который труднее всего укладывается в рамках искусственного лабораторного
исследования. Поэтому необходимо применить то, что А. Ф. Лазурский назвал естественным
экспериментом. В обычной практике по этому принципу построены, в сущности, все испытания, в том
числе и экзаменационные, и на этом основываются все педагогические оценки. Но в них отсутствует
тот обязательный для метода естественного эксперимента функционально-характерологический, а мы
бы сказали функционально-личностный, анализ, который обеспечивает возможность содержательного
понимания способностей как внутренних предпосылок результатов деятельности. Таким образом,
развитие испытаний, применение метрики, исследование развития деятельности в единстве с историей
жизни, наконец, дальнейшая разработка метода естественного эксперимента с функционально-
личностным характером анализа фактических данных являются существенной задачей нашей
методической работы.
Исходя из изложенного, можно выделить очередные задачи, которые встают перед
исследованием в проблеме способностей. В теоретической части этой задачи отыскания тех ранних
признаков, которые могут определять перспективу развития.
В сущности, над этим работает вся общеобразовательная школа и, в частности, специальные
школы: музыкальные, живописи, сценические и др. Здесь оценка и прогноз апеллируют к
педагогическому опыту. Этот педагогический опыт — ценная и необходимая вещь, но, поскольку речь
идет о единстве педагогического, производственного и психологического, здесь необходим достаточный
учет данных психологических исследований. Задача заключается в том, чтобы проследить этапы
развития способностей от элементарных до высших и сложнейших их проявлений.
С этим генетическим планом связан структурный план. Уже говорилось, что способность можно
разложить на составляющие элементы, но ни понять, ни объяснить, ни охарактеризовать ее этими
элементарными свойствами нельзя. Например, изучение музыкальных способностей позволяет нам
считать существенными те элементарные приемы исследования слуха, которые предложены Сишором,
но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной
деятельности. Решающим же является музыкальность, т.е. такая реактивность, при которой музыка
существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и
побудительной силой, определяющей как поведение и деятельность, так и отдельные реакции человека.
Аналогичное можно сказать о технике, математике, литературе, спорте. Из особенно важных проблем
развития и структуры способностей следует отметить упомянутый вопрос о соотношении способностей
и склонностей. Склонность как отношение, как потребность в деятельности является сильнейшей
побудительной силой развития способностей. Найти себя, занять свое место иногда оказывается
нелегко, иногда внешние условия вызывают несоответствие склонностей способностям, и участие
знающего педагога и психолога может предотвратить ошибки профориентации.
Важный вопрос структурного соотношения общих и специальных способностей является не
только областью экспериментальных исследований. Эта проблема является единой
психофизиологической, педагогической и профтехнической проблемой, которая не только составляет
постоянную задачу практики, но и определяющего эту практику теоретического понимания
взаимоотношения общего и специального, иерархии свойств от всеобщих до специальных,
классификации видов и уровней развития деятельности.
Важная задача психофизиологической типологии профессий органически связана с
возникновением новых профессий. В связи с этим возникают новые вопросы в проблеме способностей
и в проблеме профориентации. Упомянем, что переход от ручной работы к управлению машинами, а
затем к управлению автоматами представляет не только новый технический, но и новый
психофизиологический тип деятельности. Упомянем также, что летное дело и космонавтика в связи с
огромным ростом скоростей и совершенно новыми условиями полета ставят по-новому проблему
летных способностей и профессиональной пригодности.
Говоря об условиях развития способностей в нашем обществе, нужно учесть не только
Hosted by uCoz