Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 164 
Next page End  

доступность образования народу, но и наличие таких условий развития способностей, как различные
формы организации труда, включая такие высшие формы его, как сложные по решаемым задачам
различные виды совместной деятельности, которые имеют не только организационно-трудовое
значение, но также создают условия для выявления и воспитания способностей.
Ближайшей организационной задачей является значительное расширение исследований в
области психологии способностей и внедрение их результатов в жизнь нашего общества.
Способности и потребности
Важнейшей практической и научной задачей является формирование личности в правильном
соотношении способностей и потребностей, а основной задачей психологии, педагогики и других наук
— экономики и учения о праве, искусствоведения и эстетики, нервно-психической профилактики и
гигиены — глубокая и всесторонняя разработка этого вопроса. Но сложность и многосторонность этой
проблемы заставляют нас в рамках данной статьи коснуться только одной стороны — соотношения
способностей и потребностей в теории и на практике.
На кафедре психологии Ленинградского университета сотрудниками, аспирантами и
дипломантами осуществлен ряд работ по проблеме способностей и потребностей. На основе этих работ
можно высказать некоторые соображения по этому сложному и недостаточно разработанному вопросу.
В «Толковом словаре» В. И. Даля понятие одаренности не определяется, что заставляет думать о
более позднем его происхождении, но в объяснении слова «обдарить» Даль приводит примеры именно
к понятию одаренности: «Бог одаряет каждого по потребе. Он одарил человека разумом и совестью. Не
все одарены равными способностями», замечая, что этот глагол «принадлежит к речи более высокой».
Слово «даровитый» Даль определяет именно как «одаренный способностями», «человек с дарованием»,
а «даровитость» — как «свойство, качество даровитого, талант». «Дарование» прямо отождествляется
Далем со словами: «талант, способность к чему, природная наклонность и уменье». «Способность»
определяется как качество: «способный — умственно одаренный или развитой; способный к
математике, живописи — склонный к сему и понятливый, умственно одаренный или развитой...»
Склонность же производится от глагола «склоняться», как «готовый, способный к чему-либо».
В появившемся на 60 лет позднее «Толковом словаре русского языка» под редакцией проф. Д. Н.
Ушакова способность определяется как «природное дарование, склонность же определяется как
«расположение к чему-нибудь, влечение, отличающееся постоянством» (1940).
У Даля так же, как и у Ушакова, способность в значительной степени отождествляется со
склонностью, что требует специального освещения вопроса о соотношении склонностей и
способностей. В Большой советской энциклопедии Б. М. Теплов определяет способность как
индивидуальную особенность человека, являющуюся условием успешного выполнения какой-либо
деятельности.
Основатель дифференциальной психологии В. Штерн различал способности (Fahigkeit) и
готовности к реализации тех или иных сторон деятельности (Fertigkeit) как осуществленные в опыте
возможности. Он говорил о способностях и одаренности как о «диспозициях оснащенности» —
Rustungsdispositionen и о диспозициях направленности — Richtungsdispositionen как склонностях характера.
Все это значительно отразилось на последующей литературе. Однако В. Штерн не установил
генетической, логической и физиологической связи между перечисленными понятиями.
50 лет спустя вышла монография крупнейшего современного зарубежного психолога Г. Ревеша,
посвященная проблеме таланта и гения (G. Revesz, 1952). В ней имеется много разносторонних, отчасти
фактических, отчасти умозрительных, данных по этому вопросу, но почти совсем не уделено внимания
проблеме соотношения способности и склонности. [См. критический анализ работы Г. Ревеша в статье
А. В. Ярмоленко (1957).]
В этой крупнейшей из монографий последнего времени по проблеме личности — «Гений и
талант» — Ревеш определяет одаренность как «врожденную, развитую в упражнении способность
превзойти средние достижения в определенной области деятельности, достичь успехов выше средних».
Не разделяя понятий одаренности и способности, он делает акцент на врожденности одаренности, на
Hosted by uCoz