Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 164 
Next page End  

представляет собой потребность в деятельности. Благодаря непрерывному обогащению, т.е.
установлению обильных и многообразных ассоциативных (условно-условных) связей в процессе
деятельности, подкрепленная удачами, обогащенная примерами, она представляет собой также
общественно-опытное, приобретенное, развивающееся и крепнущее образование, которое может стать в
подлинном физиологическом и психологическом смысле системой доминанты, высшей степенью
сосредоточенности всех сил человека, высшей ценностью и смыслом его жизни.
Развитие потребности в деятельности проходит путь от влечения и наслаждения, от
элементарных сенсомоторных актов к сложнейшей идейно-содержательной деятельности, тому синтезу
активной потребности в деятельности с осознанием своего общественного долга, который и
характеризует призвание.
Основным источником и материалами учения о способностях были первоначально биографии и
психографии выдающихся людей. Г. Ревеш впервые противопоставил неудовлетворительному
биографическому методу изучения способностей исследование самих произведений выдающихся
людей. Однако это противопоставление не совсем правильно, так как мы имеем дело с единством
истории жизни и истории творческой деятельности, причем в изучении первую нельзя отрывать от
второй. Биографии и психографии выдающихся людей дают яркую картину сочетания способностей со
склонностью как потребностью в деятельности.
При этом нельзя не подчеркнуть, что призвание любого деятеля определяется не только
продуктами его деятельности, но и неустанным трудовым напряжением, неутомимым искажением,
жизнью в непрерывном труде. Никто из выдающихся людей не говорит о своих талантах, но все без
исключения говорят о своем постоянном и огромном труде. Не только природа, но и труд создают
таланты. Этот труд вытекает из потребности, порожденной самозабвенной преданностью делу. Талант
— это не только дар природы, но и подвиг труда. Эта сторона дела недостаточно оттенялась в
буржуазной литературе, хотя передовые умы ее неоднократно подчеркивали. Так, Ромен Роллан пишет о
Бетховене: «Кто пытается отыскать следы тайны творчества, видит потрясенный, как дорого
оплачиваются его чудесные завоевания».
С начала XX века проблема способностей соединилась с вопросами учебной успешности, а
важные идеи Бине приобрели уродливое развитие в механической, поверхностной практике,
заменившей ответственнейшее и труднейшее дело заключения об одаренности на основе глубокого
изучения выводами из набора шаблонных проб и поверхностным штампом коэффициента умственной
одаренности («IQ»). Даже критическое соотношение данных «тестирования» с культурно-
экономическими условиями развития школьника не исправляло дела, и понятно почему: определение
способностей и одаренности, для того чтобы соответствовать действительности, должно представлять
обобщенный вывод из сложного соотношения истории достижений человека в процессе
индивидуального развития и истории общественных и физиологических условий этого развития. Всякое
упрощение здесь извращает действительность, открывает широкий простор ненаучным, реакционным,
классовым тенденциям, нанося в различных направлениях вред делу. Поэтому важной задачей педагога
и психолога в массовой школе является выявление способностей, требующее особенно внимательного
отношения в том случае, когда они отчетливо не выражены и когда возникают серьезные задачи выбора
жизненного пути и правильной оценки наилучших индивидуальных и социальных перспектив
жизнеустройства человека.
Большое значение приобретает и выбор средств оптимального развития имеющихся
возможностей в нужном направлении. Здесь также возникает вопрос о склонностях и потребностях. Но
если при выраженной одаренности, как правило, склонность безошибочно указывает на способности, то
у большинства школьников до последних классов потребности в деятельности, склонности и интересы
чаще представляют картину неопределенного блуждания и сплошь и рядом зависят от случайных
наносных внешних влияний. У обычного школьника в жизни потребности обычно выявляются
неотчетливо. При этом склонность как потребность в деятельности выражается во все более
определяющейся с ходом развития избирательной направленности к определенному виду деятельности,
избирательным интересам и активностью в этих видах деятельности. Здесь явно обнаруживается не
только склонность к виду деятельности, но и, по мере овладения, способность к ней и уровень этой
способности, тесно связанный с общим уровнем активности и работоспособности. Психолого-
Hosted by uCoz