Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 164 
Next page End  

Вопрос о методах исследования способностей и одаренности в некоторых отношениях
совершенно ясен, в других — труден и нерешен. К трудным и нерешенным вопросам относятся
экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более
сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей
объективные научные знания о конкретной структуре определенного вида способностей.
В этой системе по праву первым методом является исследование истории развития личности,
неразрывно связанное с ее биографией. Говоря не без основания о биографии, иногда о психографии
или психобиографии, следует помнить, что все это имеет только один смысл — исследование
возникновения и проявления способностей в истории жизни исследуемого лица. Основными здесь
являются вопросы:
1) о первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;
2) об обстановке, в которой рос и воспитывался исследуемый, в смысле ее содействия развитию
и определенному направлению как общего, так и специального развития (существенно в связи с уже
сказанным изучение неблагоприятных условий, так или иначе препятствующих развитию
способностей);
3) о процессе обучения и овладения деятельностью, об успехах, темпе овладения, об отношении к
этой деятельности изучаемого и о динамике этого отношения;
4) об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности;
а) о первых проявлениях «своего» творческого как в создании, так и в выполнении уже
существующих образцов (вкус, оригинальность, первые изобретения, стихи, композиции и т.п.).
Этот метод не вызывает сомнения и применялся всегда.
Степень успешности его применения зависит от богатства материалов, касающихся исследуемого
лица, знания исследующим специальности, в области которой развивалась деятельность исследуемого,
глубины и остроты психологического понимания исследующего.
Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей.
Этим методом пользуется непроизвольно или произвольно любой педагог и систематически
каждый вдумчивый педагог; выдающиеся деятели литературы, искусства, науки, являясь учителями в
области их специальной деятельности, оставили значительную литературу, ценность которой особенно
велика, так как она содержит нередко описание своего роста и развития, истории обучения, опыт
передачи ученикам своего мастерства. В этих описаниях можно найти ценные данные о проявлении
способностей и о ходе их развития в условиях обучения.
Третьим методом является анализ деятельности и ее продуктов у лиц, обладающих
выдающимися способностями.
Важно изучить не только продукт в его оригинальности и своеобразии, но процесс его создания
— от замысла до окончательного оформления. Конечно, в ряде случаев видна история вынашивания и
формирования замечательного произведения. Особенно много примеров дает живопись; серии эскизов,
деталей, вариантов позволяют изучать ход творческого процесса. История изобретения и
совершенствования в серии изобретенного, удач и неудач в процессе решения задачи также позволяет
приблизиться к лаборатории творчества выдающегося деятеля. Но в большинстве случаев известен
готовый продукт, талантливое или даже гениальное произведение или исполнение произведения, а
самый процесс творчества остается невидимым и для некоторых покрывается мистически-чудесным
туманом. Независимо от трудности и ее преодоления метод преследует цель уяснить особенности
творческой деятельности, выразившиеся в ее продукте, установить историю и причины возникновения
замысла, процесс осуществления, внешние условия, влиявшие на него, а также внутренние особенности
автора, определившие этот процесс и отношение (требования, оценка, удовлетворенность) автора к его
теме и к ее результату. Конечно, необходим психологический анализ продукта и процесса деятельности.
Это сложнейший вопрос, трудности которого вытекают, во-первых, из уровня развития психологии
вообще и психологии творчества, в частности, во-вторых, из степени конгениальности понимания,
которая является условием правильного освещения процесса творческой деятельности.
Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент.
Со времени замечательных работ отечественного психолога А. Ф. Лазурского о естественном
эксперименте (1910) известен этот новый наиболее жизненный метод. Смысл естественного
Hosted by uCoz