Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 164 
Next page End  

сложнейшее и высшее в психике человека образование. Высшим оно является в том смысле, что оно
непосредственно определяется влияниями и требованиями социальной среды и общественно-
исторического процесса. Общественные требования относятся прежде всего к идейной стороне
поведения и переживаний человека.
Одним из недостатков психологического исследования является до сих пор не вполне изжитый
формализм в рассмотрении его психики. Процессы психической деятельности, а также лежащие в их
основе психические образования рассматриваются без достаточной связи с содержаниями психической
деятельности. Рассмотрение психического процесса в связи с его предметом и обстоятельствами, его
вызывающими, является основой содержательного исследования. Особенности содержания, с которыми
связана психическая деятельность, определяют функциональную сторону психического процесса. Но эта
структура, активность процесса, его характер (в смысле положительной или отрицательной реакции на
объект), его доминирование в сознании и поведении зависят от отношения человека, от положительной
или отрицательной значимости содержания процесса, от степени этой значимости для человека. Без
учета этой роли психической активности отношений никакой процесс не может быть правильно
освещен, не могут быть правильно определены способности человека, осуществляющего ту или иную
деятельность; характер исследуемого процесса обусловлен не только особенностями задачи
деятельности, но и отношением человека к этой задаче. Надо подчеркнуть, что речь идет только об
отношениях человека или человеческих отношениях. Подчеркнуть это нужно потому, что без этого
широко и в различных планах применяемый термин отношений окажется нечетким и расплывчатым. В
этом смысле отношения человека — это потенциал, проявляющийся сознательной активной
избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном,
социальном опыте. Чем элементарнее организм, тем в большей степени его избирательность основана
на врожденной связи реакций с объектом. Это физиологически определяется как безусловный, или
простой, рефлекс. И. П. Павлову принадлежит формула: «Психические отношения и есть временные
связи», т.е. условно-рефлекторные образования; временные, приобретенные связи представляют, по
Павлову, психические отношения. И. П. Павлов не давал ни определения, ни характеристики отношений
человека, поэтому, говоря о Павлове, здесь мы укажем лишь на два момента:
1) психические отношения как условные временные связи черпают свою силу из безусловных;
2) у человека все отношения перешли во 2-ю сигнальную систему. Это значит, что отношения,
основанные на индивидуальном, или личном, опыте, опираясь на безусловные, «инстинктивные»
тенденции, реализуются в системах высших «второсигнальных» собственно человеческих процессов,
определяющих и регулирующих деятельность человека. А эти высшие отношения и лежащие в их основе
нервно-физиологические и в то же время нервно-психические образования неразрывно связаны с
сознательным мышлением и разумной волей человека.
Нет надобности говорить о том, что собственно-человеческий уровень отношений является
продуктом общественно-исторического существования человека, его общения с членами человеческого
коллектива, его воспитания, его сознательной трудовой деятельности в коллективе. Здесь уместно
вспомнить, что К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «животное не «относится» ни к чему и вообще не
«относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» (Маркс К. и Энгельс
Ф. Соч. Т.3. С. 29). Положение о том, что для животных их отношения «не существуют как отношения»,
обозначает, что эти отношения не осознаются животными. Возвращаясь к Павлову, укажем, что
установленная им зависимость силы условно-рефлекторных корковых процессов от заряжающей их
силы подкорковых имеет решающее значение для понимания динамики высших процессов у животных.
Условные пищевые рефлексы обнаруживаются отчетливо, если животное голодно, и не выявляются,
если оно сыто. Но эта отчетливая зависимость меньше сказывается на конкретно-личных отношениях
человека, например, в привязанностях к кому-нибудь или интересах к чему-нибудь. Она совсем не
сказывается на высших идейных отношениях, хотя они также возникают на основе физических
временных связей. Их сила и прочность определяются психосоциальной значимостью объекта и
эмоциональным характером отношений человека. Можно сказать: чем более то или иное проявление
характеризует личность, тем менее оно связано с витально-биологическими отношениями и тем более
явно выступает зависимость его от истории формирования личности. Человек есть социально-
историческое образование, впитавшее в себя все общественные условия и влияния конкретной истории
Hosted by uCoz