Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 164 
Next page End  

Как неоднократно отмечалось в литературе, Фрейд биологизирует личность, правда, не в том
смысле, что вовсе отрицает социальное в ней («сверх-я» — это социальный продукт). Однако у Фрейда
социальное не только лишено конкретно-исторического содержания, но его роль в человеке
чрезвычайно принижена. Ведь «я» и «сверх-я» — всего лишь производные от «оно», их энергия — это
энергия «оно», в котором нет уж ничего социального. Из-за столь грубого искажения роли объективной
общественной действительности концепция Фрейда исключает не только конкретно-историческое
содержание, но и, по существу, какое бы то ни было развитие личности, подменяя его лишь этапами
формирования и переключения либидо. Биологическая основа — «оно» — остается постоянной и
определяющей сущность человеческой личности.
Многие изъяны теории Фрейда были давно вскрыты авторами, стоявшими вне
психоаналитической школы, хотя их критика имела, скорее, умозрительный характер, не подкреплялась
эмпирическим материалом. Более чувствительными для этой теории оказались внутренние «взрывы»,
учиненные сперва отпавшими от Фрейда учениками — К. Юнгом, А. Адлером, О. Ранком, а затем так
называемыми неофрейдистами (Г. С. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни). Однако последние не
превратились в антифрейдистов. Они, хотя и противопоставили инстинктивной обусловленности
человека культурные условия его развития, все же придерживались метода индивидуально-
психологического рассмотрения личности, продолжая пользоваться основными понятиями
психоанализа.
В последнее время приобрел многочисленных приверженцев среди крупных психиатров Запада
(Л. Бинсвангер, Франкль) экзистенциализм. Эта теория ввела в план философского — рассмотрения
понятие существования, поставив тем самым проблему его взаимосвязи с сущностью. Для
экзистенциализма всякое существование, в том числе и существование личности, есть раскрытие
сущности. Выходит, что сущность предшествует существованию и лишь проявляется в нем. На самом же
деле — существование — это история бытия, в котором каждый неопределенный «кусок материи»
становится определенным объектом, а человек — объектом и одновременно субъектом, т.е. личностью.
В истории существования формируется объект-субъект с его сущностью. Не личность предшествует
своему существованию, как это следует из мистико-идеалистической трактовки личности
экзистенциалистами, а история существования, бытие создает личность.
Личность представляет собой единое целое. Известно, однако, что принцип целостности
провозглашается также холизмом и гештальтизмом (Smuths, Goldstein, Maslow и др.). Очевидно,
идеалистическую метафизику отличает от материалистической диалектики не само по себе признание
целостности личности, а то, как понимается природа этого целого, как разрешается проблема связи
целого и частей, как трактуются законы развития целого. Диалектический материализм устанавливает
общественно-историческую природу человека, объективно материальную обусловленность его
личности. В процессе развития в личности как целом выделяются свойства как части, определяемые
целым и представляющие различные стороны его многообразия.
Вопрос о структуре человеческой личности, от решения которого зависит выяснение основы
личности, условий и хода ее развития, привлекал внимание многих психологов и психиатров,
тяготевших к различным философским направлениям.
Большое распространение получило, например, связанное в известной мере с психоанализом
представление о послойной структуре личности
(Hoffman, Braun и др.), согласно которому самым
внешним слоем являются идеалы, а самым внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения. В
Германии, в психолого-характерологической и психиатрической литературе, имела широкое хождение
предложенная Л. Клягесом (Klages, 1926) схема, включавшая такие компоненты личности и характера: а)
материя, б) структура, в) движущие силы. Известный американский психолог Р. Кеттел (Cattel, 1950) в
своей большой работе «Личность» указывает на следующие три аспекта личности: а) интересы, б)
способности, в) темперамент. Эти аспекты представлены, однако, не как структуры, а как части или
разделы, которые анализ открывает в личности.
В современной советской литературе проблема личности с точки зрения ее состава освещается
внешне очень близко к Кеттелу. Так, С. Л. Рубинштейн (1946) рассматривает личность в трех планах: 1)
направленность (установки, интересы, потребности); 2) способности; 3) темперамент и характер.
Примерно тот же перечень обычно дается и в учебниках психологии. Не имея возможности
Hosted by uCoz