Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 164 
Next page End  

в ее разных проявлениях. Физиологически эти проявления объясняются динамикой корковых процессов
(соотношением иррадиации и концентрации) и соотношением коры мозга и подкорковых областей
(центральной ретикулярной формации), определяющих соматическую и эндокринную динамику
организма.
Четвертый компонент характеристики личности - это взаимосвязь основных компонентов, или
общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность
личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств
психики или то, что по преимуществу называют характером личности.
Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость,
настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность,
честность и противоположные им отрицательные качества. В названных свойствах, как в едином узле,
связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах
и в динамике темперамента.
Это может быть показано на примере полярных свойств — коллективизма и индивидуализма.
Во-первых, они выражают противоположные направления движущих сил человеческого поведения. Во-
вторых, в общественно-историческом плане они выступают как разные уровни процесса развития от
стихийного индивидуализма и коллективизма к сознательному. Наконец, они суть особенности
характера личности, проявляющиеся на каждом шагу ее жизни.
Единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и
индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием. Человек формируется в
социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые
благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию
биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований,
образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки, требования
личности к себе и к окружающим). Индивидуальное постепенно, критически, не без борьбы,
реорганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая
новый «социализированный» характер.
Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается
единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируемом его
центральной нервной системой, на единстве его жизненного опыта. Личность многообразна в своем
единстве, и различные люди, имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными
особенностями. Поэтому наряду с общими закономерностями развития личности важную теоретическую
и практическую задачу представляет исследование психических особенностей человека.
С позиций монистически материалистического и исторического понимания личности человек
есть сложное развивающееся единство физиологического и психического, биогенного и преобразующего
его социогенного.
Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы
остановимся на одной, важной и с философской и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а
именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения
организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и
социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только
приспособление к действительности, но и преобразование ее.
Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположностей, находящихся в каждый
данный момент в определенном временном единстве. Одной из сторон развития личности является
нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем
предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая
действительность. Борьба и единство противоположностей здесь заключается в том, что жизнь создает
меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися
у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и
переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние
возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности.
Но последняя также изменяется. Весь этот спиралевидный процесс развития с наполняющими
Hosted by uCoz