Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 164 
Next page End  

Если обратиться к педагогике, то как теория и технология общественно-нравственного поведения
человека она у нас направлена на формирование у человека коллективизма, т.е. поведения,
сообразующегося с интересами людей. Педагогика стремится воспитать у человека сознательность,
иначе говоря, способность отдавать себе отчет о действительности и ее требованиях; она также
стремится сформировать у человека способность управлять своим поведением в соответствии со своим
пониманием и справедливостью требований, которые предъявляет к нему общественная
действительность. Эта самостоятельность и в то же время инициативность поведения, характеризуя
его независимость от ситуации момента, вместе с тем не делают его независимым от перспектив
будущего и истории прошлого.
Останавливаясь на указанных чертах как на триединстве, характеризующем личность человека, в
другой работе, здесь мы отметим лишь два момента: 1) в этой триаде черт личности выражены свойства,
специфичные для человека в отличие от животных; 2) в этих свойствах объединяются учитываемые
уголовным кодексом общественно-юридические черты с педагогическими требованиями общественно-
нравственного формирования человека.
Характеризуя этими чертами человека, представляющими ядро его личности, позволим себе
коснуться сложного вопроса разграничения в психике человека собственно личности и психического.
Речь идет о понятийном разграничении в психическом целостном образовании собственно личностного
психического и просто психического. Здесь, возможно, много схоластики и ненужных словопрений. Но
бесспорно то, что существование этого термина отражает психическую действительность, и мы хотим
содействовать упорядочению и уяснению этого вопроса. Выделяя в психике свойства, характеризующие
высшую инстанцию — личность, мы, конечно, не изолируем ее и не отрываем ее от остальной психики,
признаем и подчеркиваем, что личность существует в психике человека. Она на все стороны
накладывает свой отпечаток, но так же, как и в цельном мозге, мы разграничиваем роль и функции коры
от функций различных систем подкорковых образований, так и в психике различаем разную роль
различных образований этой сложнейшей системы. Более элементарные, в принципе регулируемые и
ведомые компоненты психического играют роль материала, средств и динамизаторов этой активной
деятельности личности. Отметим только роль активности, включая роль темперамента и
эмоциональности а простят нам это объединение, которое в некоторых планах можно допускать, как в
свое время делал это И. П. Павлов).
Хотя у животных нет личности, но разную степень активности, различные темпераменты и
степень эмоциональности, например, у хорошо изученных собак, никто не отрицает.
Другая важная группа психических свойств относится к сенсорно-речевой познавательной
деятельности и памяти. Ум животных при разных его степенях и формах стал предметом научного
исследования, хотя ни личности, ни сознания у животных не признают. Познавательные способности
— интеллект — являются важнейшим средством и условием формирования и проявлений личности.
Самое широкое и центральное психологическое понятие представляет характер как своеобразие
психики человека. На основании длительного изучения важного для психологии вопроса о
соотношении понятий о личности, отмечая здесь довольно большие разногласия, упомяну о
заключении, которое существенно для обсуждаемой темы. Личность — это высший уровень психики,
регулирующий всю психическую деятельность. Характер — это психика человека в ее своеобразии.
Характер включает личность, играющую при нормальном его развитии руководящую роль.
Обсуждение вопроса о соотношении биологического и социального в психике приводит, таким
образом, к проблемам психической типологии. Психическая типология является в ее сравнительных
данных методом решения рассматриваемой проблемы. В этом плане интересна медицинская
психология, которая, используя клинические психологические данные, освещает чаще
биопсихологическую сторону проблемы, а педагогика — социально-психологический план. Для того,
чтобы эти типологии достаточно правильно освещали проблему в целом, они должны иметь
генетический характер. Недостатком клинико-психологической типологии, характеризующей
преимущественно пограничные формы патологического развития, главным образом, психопатии,
например, клинико-психологических типов П. Б. Ганнушкина (1964) или Э. Кречмера, является
отсутствие социогенеза в учете основных черт личности. Недостатком социально-педагогических
типологий (А. Ф. Лазурский, Э. Шпрангер) является абстрактность. В этих работах представлен
Hosted by uCoz