Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 164 
Next page End  

звеном процесса психической деятельности. Так, в каждом процессе нашей деятельности участвует
восприятие, воспоминание, внимание, мышление и т.п. Но естественно или искусственно могут быть
созданы такие условия, когда основным явится процесс восприятия, внимания и т.п. Понятие
психических функций, аналитически раздробляющих психическую целостность процесса, является
неизбежным следствием необходимости расчленять в процессе познания сложное целое на менее
сложные компоненты. Поэтому психические функции могут быть более или менее элементарны или
сложны, причем по мере нарастания сложности расширяется диапазон их изменчивости или убывает их
стереотипность. Соответственно этому классификация психических функций не может сводиться к
линейному их перечислению, а представляет собою структурную иерархию от более низкого,
элементарного уровня и узкого типа интеграции к высокому, сложному и широкому.
Понятие функции сменяет не столько понятие ассоциации, сколько старое понятие способности.
Вместе с тем, оно выражает стремление психологов к пониманию и раскрытию церебральных
механизмов или условий психической деятельности. Если до недавнего времени методы и опыт
позволяли говорить только о психофизиологии органов чувств и о психомоторике, то методические
возможности и теоретические достижения в дальнейшем позволят расширить позитивное
представление о мозговых механизмах более сложных видов психической деятельности. В этом смысле,
если бы мы даже отказались от понятия функции и говорили о восприятии, мышлении, запоминании и
т.п., все равно, думая об их церебральном механизме, мы имели бы дело с той же функцией, и спор
превратился бы в вербальный.
Связь мозговых механизмов с различными сторонами психической деятельности позволяет
отличать понятие функции и церебральных основ от понятия состояния и его церебральных основ как
общего условия функциональной динамики. В этом смысле нам представляется ошибочным
утверждение С. Л. Рубинштейна, что в основе темперамента или аффективной возбудимости лежит
тоническая психофизиологическая функция. Темперамент является динамическим выражением
нейрофизиологических явлений во всех сторонах психической динамики деятельности.
Психологически правильным и, следовательно, обязательным представляется такое изучение
психической деятельности или психических функций, при котором психофизиологический
индивидуальный план изучения личности осуществляется в единстве с внеиндивидуальным планом
включения индивидуума в действительность. Точно так же правильно и то, что окружающая
действительность социально опосредована, что человек — не только индивид, который
взаимодействует со своей действительностью, но является личностью, т.е. субъектом, активно и
инициативно относящимся к действительности. При этом важно, что способы его отношения
неразрывно связаны с его функциональными возможностями, формируясь и развиваясь в условиях
объективной действительности, т.е., являясь продуктом его истории, сами определяются отношениями и
определяют функции. Отсюда вытекает давно сформулированное нами положение о том, что функции
нельзя понимать вне отношений человека.
Если критический анализ и позитивное освещение понятия функции являлись первой задачей
данной части нашей работы, то вопрос о роли отношений в функциональной динамике представляет
вторую задачу. Задача преодоления механицизма и формализма заключается не в замене функций
процессом и не только в указании на содержательность процесса. Психические процессы могут
изучаться непродуктивно, безлично и механистично. Процессуализм — это тот же функционализм,
формализм или механицизм при неправильности, неконкретности анализа и при абстрактности
содержания. Поэтому мы здесь не можем остановиться на полпути, говоря о том, что деятельность
направлена на задачу или имеет цель. На первый взгляд мы как будто решаем задачу не абстрактно и
содержательно и не механистически. Однако на самом деле, если мы не связываем анализ процесса
деятельности с вопросом о том, почему человек решает задачу, для чего он ее решает и какое значение
она для него имеет, динамика оказывается абстрактной. Только при наличии такой связи жизненная
динамика процесса и его результат будут освещены правильно.
Ведущие черты сознательной моральной личности, черпая свою определяющую силу из
передовых общественных идей, определяют характер действия в ответ на внешние и внутренние
воздействия, возможность противостоять настойчивому, даже жестокому давлению, давать ему
героический отпор, побеждать его. Они показывают буквально, что убить человека — не значит
Hosted by uCoz