Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 164 
Next page End  

в среднем падает до двух на одного испытуемого; при заинтересованном — вырастает до семи в
среднем, т.е. богатство восприятий возрастает с активацией отношений более чем в три раза.
Нужно подчеркнуть еще, что восприятие значимого объекта осмысленно. Эта осмысленность
обозначает не только связь отдельных объективных компонентов восприятия, но и субъективную
значимость содержания восприятия для воспринимающего.
Значение осмысленности восприятия и усвоения учебного материала правильно показано и
подчеркнуто у нас в СССР А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками.
Психология здесь, в сущности, показывает факты, довольно хорошо известные педагогам. Тем не
менее это является важным и прогрессивным потому, что раньше педагог, пытаясь найти ответы на
свои вопросы, сталкивался с формальным, бессодержательным, безразличным и безжизненным
функционализмом, а теперь встречается с содержательной и живой психологией, созвучной его опыту.
Давно установлено, что в восприятии имеются субъективные и объективные стороны.
Субъективные — это отчасти то, что привносится субъектом, но отсутствует в воспринимаемом —
объекте. Иллюзорные болезненные восприятия, о которых будет речь дальше, представляют
субъективно обусловленное искажение объективной действительности под влиянием болезненного
состояния. Иногда это искажение связано не с болезнью, а с привычкой, установкой, идущей из
прошлого. Так называемое ассимилирующее восприятие опирается на субъективные компоненты,
которые, в отличие от болезни, не нарушают процесс восприятия, а облегчают и ускоряют его. Наконец,
субъективный фактор может проявляться в интересе к тому, что дано в предмете наблюдения. Этот
субъективный компонент является важным, как мы показали, положительным фактором восприятия.
Память. Запас наших знаний основан на способности накопления фактов, сведений и т.д., т.е. на
памяти. Бесконечное разнообразие запаса знаний у различных людей зависит не только от особенностей
опыта, но и от неодинаковой прочности фиксации усвоенного материала как в смысле количества, так и
в смысле его содержания. Различие в характере опыта зависит не от особенностей памяти, но
избирательный характер в смысле сохранения опыта выражает особенности памяти. Было бы, однако,
грубой ошибкой обезличенно и механически представлять себе эту избирательную работу, хотя, к
сожалению, это имеет место до сих пор. Неправильно было бы отождествлять эту избирательность и с
типами памяти, как зрительной, слуховой и т.п. Конечно, эти типы существуют, но и в пределах
свойственного этим типам преимущественного восприятия они различны по содержанию, независимо
от характера психосенсорной системы — зрительной, слуховой и т.п.
Эта избирательность обусловлена не механизмом, а отношениями личности.
Хорошо известно, что события и факты запоминаются тем прочнее, чем больше впечатления они
производят на человека. Можно сказать, чем сильнее впечатление, тем прочнее оно запечатлевается.
Если воспользоваться методом воспроизведения фактов, уходящих в прошлое, то мы увидим, что
количество их суживается в общем тем более, чем дальше мы уходим в глубь этого прошлого, однако
детальность, яркость, образность некоторых из них упорно преодолевают время и оказываются
стойкими. Эти стойкие воспоминания и впечатления связаны, как правило, с эмоцией сильной,
глубокой и стойкой.
Это положение в настоящее время едва ли требует особой аргументации или иллюстрации.
Каждый человек вспоминает ярко минуты своих радостей, страданий, торжества или унижения. Это —
«незабываемые» часы, минуты или мгновения. Но вопрос о том, что задевает нашу эмоцию, тесно
связан с тем, что говорилось раньше. Мощные эмоции возникают только по поводам, по
обстоятельствам, имеющим для человека большую значимость. Эта значимость может иметь не
индивидуальный или личный характер. Например, всякого человека потрясает разрушительная картина
стихийных бедствий, каждый глубоко переживает и прочно запоминает острые минуты опасности для
жизни. В обычных условиях эти исключительные переживания редки, а некоторыми людьми совсем не
переживаются, но у всех воспоминания заполнены социально и индивидуально значимым
содержанием.
Любовь, воспетая поэтом, односторонне освещенная и гипертрофированная психоаналитиками,
не сделалась предметом исследования в связи с вопросом памяти. Хотя в учебниках психологии в главе
о памяти вопрос о любви и памяти не разработан, но не нужно быть особенно тонким или
образованным психологом, чтобы видеть здесь тесную связь. Любящий помнит и вспоминает любимого
Hosted by uCoz