Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 164 
Next page End  

особенностей психики и личности человека в целом, той эпохи, в которой он живет, и того
общественного положения, которое он занимает. Быт и нравы людей, будучи предметом социологии,
этнографии и истории, являются одновременно предметом того раздела или ветви психологии, которую
справедливо называют социальной. Изменение психики, иначе поведения и деятельности человека под
влиянием коллектива, вопросы о влиянии отдельного человека на коллектив и его месте в коллективе
относятся также к проблемам социальной психологии.
Роль личности в истории — проблема истории и социологии, но очевидно, что решение ее
предполагает знание конкретной характеристики личности и хода ее формирования в связи со всеми
конкретно-историческими условиями развития. Таковы проблемы социальной психологии.
Психологией отношений мы называем тот раздел психики, который изучает отношения и
взаимоотношения человека. Нужно сказать о некоторых недоразумениях, возникающих, как оказалось, в
связи с этими вопросами. Основная ошибка, которая здесь обнаруживается, заключается в том, что
смешивают психическое отношение как один из общих и основных принципов психологии и
психическое отношение как одну из частей или разделов, особый круг или класс психологических
фактов. Нет сомнения в том, что изучение человека и его психики во взаимоотношении с окружающей
действительностью является одним из основных принципов изучения всех живых существ. Говоря же о
психологии отношений как о разделе психологической науки и классе психических фактов, мы должны
поставить вопрос об основных классах психических понятий. Здесь возможно лишь кратко остановиться
на этом вопросе.
Со времени Тетенса была принята «триада» основных категорий: ум, чувства и воля. Штумпф
поставил вопрос о психических функциях и явлениях, он еще упомянул о психических образованиях. В
наиболее известном у нас руководстве по психологии С. Л. Рубинштейн рассматривает
психофизические функции, психические процессы, психическое строение деятельности и психическое
свойство личности. С. Л. Рубинштейн говорит как об основной «ячейке» психического о действии и о
поступке (см.: С. Л. Рубинштейн, 1946, с. 174). Надо заметить, что первые три класса понятий
представляют процессы разной сложности и, в сущности, иерархию процессуально-функционального
плана рассмотрения психики.
Четвертый класс представляет другой план — план свойств личности. Таким образом, здесь, в
сущности, устанавливаются два класса: план процессов и план свойств личности. Нет надобности
говорить о том, что психика представляет единство, а указанные категории или классы психического
лишь разные планы рассмотрения единого. Но в этих двух классах упущены существенные стороны,
требующие восполнения. Во-первых, если процессуальный план представляет градации от
элементарного к сложному, от элементарного процесса действия к сложному целому деятельности
(психической), то не указано, из каких же элементов, или клеточек, складывается личность. Указаны
лишь разные составные части этого целого, но не указана специфика свойств личности. Во-вторых, не
указаны такие понятия, которые являются несводимыми к процессам и свойствам личности. К этим
неупомянутым понятиям относятся психические состояния, тесно связанные с состоянием всего
организма и мозга, и не указаны психические отношения как особый класс психического. Психические
состояния как самостоятельная категория не рассматриваются. О них говорится лишь при освещении
понятия настроение. Об отношениях же говорится очень много, хотя ни определения отношений, ни
характеристики психических отношений нет ни в первом, ни во втором издании книги. Впрочем, во
втором издании дается определение действий как основного психологического понятия следующим
образом: «Действие как такой сознательный целеполагающий акт выражает основное специфическое
отношение человека к миру...» (С. Л. Рубинштейн, 1946, с. 174). Существенно, что здесь действие
определяется через сознательное отношение человека, хотя само отношение никак не определяется. Как
уже указывалось выше, на проблему отношений впервые обратил внимание А. Ф. Лазурский.
Постепенно в нашей литературе категория психического отношения получает все большее признание, но
внимания к этому вопросу все еще недостаточно.
В отличие от других авторов, пользующихся понятием психического отношения, мы даем ему
определение. Особенная важность этого понятия для психологии, как нам представляется, заключается в
том, что, во-первых, категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним.
Во-вторых, исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом
Hosted by uCoz