Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 164 
Next page End  

как личности. В-третьих, в системе отношений человека к действительности с исключительной
убедительностью выступает доминирующая и все определяющая роль отношений к людям. В-четвертых,
особенно характерно, что в главном, т.е. применительно к людям, выступает двусторонний взаимный
характер этих отношений. Они выступают не только как отношения субъекта-человека к другому
человеку как объекту-субъекту, но как взаимоотношения двух субъектов.
Главным и основным для социальной психологии понятием является взаимодействие, с
помощью которого она изучает процесс и его результаты с психической стороны.
Уровень филогенетического развития индивида проявляется в том, насколько богат его
индивидуальный опыт. У человека, как известно, этот опыт наиболее велик и значим. Внутренний мир
человека тем богаче, чем богаче его индивидуальный опыт, а каждая реакция на внешний факт
определяется не только и не столько этим фактом, сколько тем, какое отношение к себе он вызывает:
важен он или не важен, интересен, привлекателен или отталкивает и т.п. Точно так же процесс
взаимодействия определяется отношением человека к задаче взаимодействия и его взаимоотношением с
участниками этого взаимодействия.
Поэтому основные проблемы социальной психологии — психическое взаимодействие и
взаимовлияние людей, динамика их развития и их результаты — не могут быть разрешены без
освещения вопроса о взаимоотношениях и отношениях людей.
Нельзя не сказать несколько слов о связи отношения и взаимоотношения людей. Это ясно может
быть показано на отношении родителей к ребенку, мужчины к женщине. Любовь может быть взаимной,
может быть односторонней, наконец, положительное отношение с одной стороны может встречать с
другой стороны враждебное отношение.
Нужно ли говорить, какое значение это имеет для педагогического, административного,
военного, лечебного, художественного и тому подобного руководства? Пожалуй, в педагогическом
руководстве это выступает особенно убедительно.
А. С. Макаренко, справедливо критикуя двуплановую педагогику «парного взаимодействия»,
выдвинул принцип трехпланового рассматривания: педагог, коллектив, отдельный ученик. Здесь,
конечно, ясна возможность различных взаимоотношений. Например, взаимоотношение педагог
коллектив и антагонистическое одностороннее отношение ученика к педагогу. В отношении педагога и
коллектива к ученику могут обнаружиться два противоречивых компонента: положительное отношение
к ученику как к субъекту-объекту воспитания и отрицательное конкретно-ситуативное — как к
совершившему проступок или дисциплинарное нарушение. У ученика при конфликте с коллективом и
педагогом может быть расщепленно-двойственное отношение симпатии и вражды. Педагог выступает
как конкретный человек и как носитель принципа. Поэтому мы можем встретиться с конкретно-личным
отношением привязанности, безразличия или враждебности и с принципиальным отношением
уважения или неуважения. Если симпатия и уважение представляют различия конкретно-личного и
принципиального в отношении ученика к педагогу, то есть и другие виды отношений, сочетающие
конкретное с принципиальным, как, например, доверие.
Коллектив класса в разных планах может делиться на разные группы. Существенно деление по
отношению к педагогическим требованиям. А. С. Макаренко, как известно, выделял актив, среднюю и
пассивную группу. Возможна и более детальная группировка, например, на активных, средних
устойчивых, среднего уровня активности, дисциплинированности и того же уровня неустойчивых;
последние в зависимости от ряда обстоятельств могут обнаружить высокие показатели успеваемости и
дисциплины, а при других обстоятельствах — ниже среднего. Наконец, и пассив может включать
учащихся пассивных и отличающихся дезорганизаторской активностью. Все эти группы представляют
собой особенности поведения и, прежде всего, особенности взаимодействия и взаимоотношения в
школе. Очень важно для всякого коллектива, в том числе и школьного, такое социально-
психологическое свойство, как сплоченность, которая выражается организованным, обусловленным
единством цели взаимодействием, тесными дружественными взаимоотношениями членов коллектива,
доверием друг к другу, готовностью к взаимопомощи, ответственным отношением членов коллектива
друг к другу.
Очевидно, эти черты не являются ни свойствами психических процессов, ни свойствами
личности, а представляют те сознательные избирательно активные связи между людьми, которые и
Hosted by uCoz