Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 164 
Next page End  

уровня развития и, следовательно, высокого уровня отношений.
Врожденные аномалии развития этим не ограничиваются. Так, сюда должна быть присоединена
группа психопатий и невропатий, характеризуемых нарушением в первую очередь функционально-
динамической стороны и представляющих обусловленные этим аномалии со стороны направления и
психического уровня. Неустойчивые, противоречивые, возбудимые, реактивно-лабильные и т.п. —
такова обычная номенклатура характерных представлений этой группы.
Аномалия первой группы может быть обусловлена поражением как самого мозгового вещества,
так и общеорганических (например, эндокринных) условий его деятельности. Во второй группе может
быть то же самое, хотя резко возрастает роль неблагоприятных социально-педагогических условий
формирования личности. Наконец, третья группа (слепота, глухота и их комбинации) представляет
собой частную форму недостаточности, при которой, в сущности, дело идет о выключении одной из
воспринимающих систем и особенном типе развития, причем индивиды этой группы не отличаются от
обычного здорового индивида ни по своему уровню, ни по направлению последнего, но своеобразны
по специфическому изменению сенсорных механизмов опыта и обусловленному им характеру опыта, по
материалу и способу психической переработки. Таким образом, при рождении мы имеем две основные
группы детей: а) аномалийных ab ovo с тремя подгруппами и б) нормальных. Эти группы
общепризнанны, так что обоснование их нужно считать излишним. Существенно сказать о второй
группе, конституциональной невро- и психопатии, представляющей очень расплывчатое понятие в силу
наших ограниченных возможностей учета тех прижизненных патогенных влияний, часто имеющих
место в раннем детстве, которые, оказывая свое вредное действие, прошли незамеченными по малой
осведомленности родителей, или даже были забыты. Мы уже не говорим о том, что буржуазное учение
нередко рассматривает как психопатов с нашей точки зрения вполне нормальные личности.
Однако там, где при относительно благополучной среде мы с самого раннего детства имеем
признаки чрезмерной возбудимости, неустойчивости, наличие неадекватных реакций как со стороны
психической, так и соматической (например, различные формы аллергозов), мы имеем право говорить о
психо- или невропатической конституции.
В дальнейшем развитии мы встречаемся с двумя возможностями: путь нормального развития,
формирования и воспитания полноценной личности для от роду здорового и путь приближения к норме
для врожденного аномального. Этот последний путь далеко недостаточно исследован, так как в подходе
к фазам господствовал пессимизм и фатализм, а примеры успешной коррекции, компенсации как-то
оставались в тени, и, хотя практика лечебно-педагогических учреждений вела упорную борьбу с
детскими аномалиями путем коррективной образовательно-воспитательной работы, все же в некоторых
кругах господствовал пессимистический взгляд, исходящий не из требования оптимума, а из требования
превращения аномалии в совершенную норму.
В отношении психо-невропатии это не только точка зрения обывателя, но и мнение большинства
ученых, впрочем, есть исследователи, которые стоят на противоположной и потому также неверной
точке зрения (А. Адлер, как известно, выдвинул положение о том, что неполноценность через механизм
компенсации является источником сверхценности). Если трудно врожденно анормальное приблизить к
норме, то, наоборот, легче прижизненные влияния могут превратить в болезненное по всем трем
направлениям аномалийности: слепоте и глухонемоте, интеллектуальной недостаточности и
невропсихопатий в широком смысле слова. С точки зрения проблемы здесь необходимо особенно
подчеркнуть тот возрастной период, в котором возникло болезненное состояние (например, относится
ли воспаление мозга, создавшее глухоту, слепоту или резко нарушившее интеллектуальные
возможности, к возрасту 1, 3, 8, 14 лет). Причины этого понятны, так как и то, что разрушается
болезненным процессом и то, что еще не развилось, но могло бы развиться, связано с возрастом
заболевшего. Достаточно, например, указать на различие потери зрения в младенчестве, в периоде
дошкольного возраста, когда уже сформирован ряд наглядных представлений, или в подростковом, когда
с наглядным материалом связались отвлеченные понятия.
Пока что речь шла об аномалиях вследствие поражения органического субстрата, таких
аномалиях, которые не вытекали непосредственно из индивидуальной истории развития и отношений
ребенка. Но дальше по отношению ко всем указанным вариантам аномалийности и нормы новые
источники аномалии заключены в самой истории развития личности, в ее среде, ее отношениях с
Hosted by uCoz