Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 164 
Next page End  

культурного порядка чрезвычайно развиты примитивные и отрицательные с педагогической точки
зрения привычки характера (влечения) — выпивка, гулянка, азарт, сексуальные «развлечения», а также
обостренные тяжелым опытом самозащитные, где можно — агрессивно-наступательные, а где нужно —
пассивно-оборонительные реакции. Принципиальных установок нет, если не считать усвоенную этику
шайки и бродяжничества.
То, что перечисленные свойства вытекают из отношений, не врожденны, не фатальны,
доказывается блестящим опытом Макаренко. Тот же опыт показывает, что и положительные качества, и
отрицательные отношения у этих людей имеют разную глубину и прочность.
Длительно существующий и определенный способ взаимоотношения с окружающими формирует
определенный характер. Взрывчатость, неустойчивость, грубость, лень представляют способы
реагирования, укрепленные всей историей социально-запущенного ребенка. Чем ранее возникли
неблагоприятные условия, чем более устойчивы они были, тем глубже запущенность и вытекающие из
нее аномалии.
В случаях социальной запущенности мы имели обычно дело с суммирующимися
неблагоприятными влияниями семьи и улицы. Возможно такое расщепление влияний, когда при
относительно благоприятной внутрисемейной ситуации ребенок подпадал под неблагоприятное
влияние улицы, дурных товарищей и т.п. Здесь патогенный центр тяжести лежал не только в дурном
влиянии, но и в недостаточной прочности противостоящих им установок, исходящих от семьи и школы.
Центральным моментом здесь оказывается отрицательная направленность отношений и их
невысокий уровень, сказывающийся недостаточным развитием и недостаточной действенностью
социально-положительных отношений. Эта недостаточность и нестойкость сплошь и рядом вытекают
из того, что принципиальные установки ребенка не вырастают органически из действенного опыта
ребенка, но являются извне привитыми, внешне усвоенными, вербальными правилами поведения. Уже
в самой семье авторитет этих принципов скомпрометирован тем резким противоречием, которое
существует между словами и делами родителей. Неблагоприятные влияния легко преодолевают
сопротивление словесных правил и постепенно затягивают ребенка в водоворот трудновоспитуемости.
Недлительные, незначительные, неблагоприятные внешние влияния создают легко преодолимый
налет - так называемую ситуативную трудновоспитуемость, обычно легко устранимую путем
элементарных мероприятий. Однако даже стойкий ребенок попадает иногда в крайне тяжелые внешние
условия, когда, например, под влиянием угроз шайки, избравшей его жертвой эксплуатации, ворует,
обманывает, становится грубым, представляет картину мнимой, или, точнее, вынужденной
трудновоспитуемости.
Нельзя не отметить того, что недостаточность принципиальных установок играет ту или иную
роль и у характерологически трудных, и у невротиков, и у психоневропатов, потому что
принципиальные установки всякого сознательного индивида в той или иной мере регулируют его
действия.
Последнюю группу нарушений развития представляют культурно-запущенные дети.
Мы не можем здесь касаться всего многообразия аномалийного детства, но ограничиваемся
преимущественно основными вариантами педагогически запущенных и задержанных в умственном
развитии детей. Педагогически запущенные характеризуются отрицательным отношением к учебной
работе. Вследствие отсутствия сознательно-положительного отношения к работе степень их активности
определяется наличностью интереса к данной работе в данный момент или положительным
отношением к учителю. Явно сказывается избирательный характер отношения с известной степенью
активности и дисциплинированности в интересной работе. Чаще, как известно, можно было встретить
положительную установку в мастерских и резко отрицательную на школьную работу.
Однако изредка встречалось и противоположное. Иногда воспитательная работа, реорганизуя
установки, обнаруживала, что ребенок пытался работать, но сказывалось отсутствие навыка, неумение
организованно работать, отсутствие выдержки. Эти случаи, неправильно проанализированные,
вызывали ошибочные предположения о функциональной и даже конституциональной недостаточности
этих детей. Следует, однако, указать, что в случаях комбинаций социальной запущенности и
психопатичности недоразвитие трудовых установок усугубляется изменчивостью, аффективной
лабильностью состояния (возбужденного, раздражительного, угнетенного, астенического), которое
Hosted by uCoz