Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 164 
Next page End  

определяет крайнюю неустойчивость отношений.
Таким образом, сознательное отношение, навык, неустойчивость состояния — три существенных
условия для трудоспособности всякого человека — у так называемого «трудного» ребенка представляют
в разных неблагоприятных комбинациях источники его низкой продуктивности и успешности.
Было бы ошибкой представлять себе, что все социально-педагогически запущенные дети в
равной мере характеризуются плохим отношением, отсутствием навыков и неустойчивостью состояния.
Наоборот, необходимо подчеркнуть то, что все эти моменты не одинаково выражены, они занимают
различное место и играют различную роль в системе поведения таких детей; дефекты коренятся у
различных детей в разных звеньях системы личности. В одном случае плохой результат обусловлен
безразличием или отрицательным отношением к работе и к школе, в другом случае не столько общее
отношение или установки отрицательны, сколько учащийся не организован, не имеет навыков и уменья
работать и зачастую при полной готовности к работе отступает перед задачей. Организационные
неполадки и затруднения вызывают состояние раздражения и отрицательное отношение к работе. Про
этих детей можно сказать, однако, что их отношения недостаточно развиты; те условия, которые не
воспитали у них организованности, явились источником недоразвития отношений, т.е. их
недостаточной сознательности, устойчивости и т.п.
Чем более неблагоприятные условия нарушают динамику нервно-психической деятельности, тем
ярче картина прихотливо колеблющихся состояний, которые резко сказываются на всем поведении
учащегося; при этом конкретный поступок, например, неподчинение, дерзость выражает конкретное
отношение, противоречащее принципиальным установкам учащегося, признанию дисциплины,
исполнительности, необходимости вежливости и т.п. у этой категории детей. В пределах некоторого
среднего состояния общие отношения могут и не представлять заметных уклонений, но стоит
аффективному состоянию раздражения, неудовольствия повыситься, как руководящая роль правил
поведения, сознательных установок сходит на нет. Недостаточная стойкость и действенность
принципиальных отношений сказывается в том, что они значимы лишь в узких рамках спокойного
состояния, а в критические моменты аффективного напряжения, когда их регулирующее действие
особенно необходимо, они бессильны.
Какова бы ни была роль других моментов во всех формах трудности, нельзя миновать отношения
учащегося к работе. Состояние является условием конкретного отношения при недоразвитии
сознательных общих установок, а отсутствие навыка в значительной степени их следствием.
Регулировать состояние можно в плане педагогической практики только через систему отношений, т.е.
овладеть состоянием возбуждения или преодолеть состояние вялости и слабости путем усилия на
основе воспитания сознательных отношений, разумного признания необходимости критического
отношения к своим претензиям.
На отношения можно влиять прямо — путем агитации, разъяснения, пропаганды; поэтому в
борьбе с трудностью естественно требовать внимания к этой стороне. Необходимо только помнить, что
действенное отношение вырастает не из заученных вербальных правил, а из живого, реального,
конкретного — индивидуального и общественного опыта. Эта сторона формирования сознательно-
положительных отношений является и исходным, и заключительным моментом воспитательной
работы.
Если у «педагогически-запущенных» детей выступает отчетливо существенная роль нарушенного
понимания, в первую очередь отсутствие учебно-трудовой установки и направленности, то чистая, т.е.
неосложненная социально-неблагоприятными влияниями форма задержки умственного развития (чаще
олигофрения) исходит из первичного нарушения самого психического процесса, из недоразвития мозга.
Было бы, однако, большой ошибкой недооценивать роль отношений у этой категории детей. Достаточно
известны неуверенность в себе олигофрена и влияние его избирательного отношения на его
продуктивность, но истинные размеры этого влияния достаточно не оценены. Оно существенно
определяется степенью посильности работы для олигофренов. Уровень умственного развития
характеризуется уровнем тех требований, которые к себе предъявляет олигофрен (равнение по более
слабому у имбецилов и по более сильному у дебилов). В недостаточной способности его к усилию надо
уметь видеть не просто измененную функцию, но и разносторонне измененное отношение и к себе, и к
задаче, и к окружающим. То, что называется негативизмом или внушаемостью, следует поэтому прежде
Hosted by uCoz