Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 164 
Next page End  

всего понимать с точки зрения тех взаимоотношений, которые создаются у ребенка с окружающими.
Недооценка роли отношения в характеристике олигофрена вытекает, впрочем, не только из общих
особенностей атомистической психологии, но и из сущности самой олигофрении.
Если в отношении к социально-педагогически запущенным детям выступают в первую очередь
задачи воспитательной работы и основная трудность заключается в формировании правильных 
отношений, взглядов, интересов, оценок, привязанностей и т.д., то при олигофрении на первый план
выдвигаются не проблемы нарушенного отношения, а проблемы недоразвития психических функций.
Сюда относятся неспособность охватить материал, доступный нормальным детям того же возраста,
недостаточная способность распределить внимание, недостаточная способность предусмотреть
последовательность действий и т.п. Все эти качества характеризуют малый объем психических структур
умственно-отсталых. Другой характерной чертой их является неспособность выделить главное,
установить основные связи и признаки, сделать обобщение, доступное для их нормальных сверстников.
Если в работе над теоретическим материалом им труднее всего даются обобщения, отвлечения,
смысловые зависимости, то в практической технической работе выступает неспособность к
последовательному, плановому, систематическому действию. Их действия и мышление связаны и
обусловлены узкими рамками конкретной оптической ситуации, и в действии, и в мышлении выступает
резкое преобладание оптических элементов над логическими, преобладание привычки и автоматизма
над творчеством и комбинированием.
Если определить эти черты как низкий уровень интеллектуализации психических функций, то
недочеты его, по-видимому, нужно усматривать в чрезвычайно низкой пластичности этих функций,
являющейся основой бедности, нечеткости, непрочности и узости функционально-психологических
структур, основой затрудненного роста опыта и замедленного хода психического развития подобного
ребенка. Наряду с разными степенями задержки умственного развития существенным является вопрос о
различных формах или типах этого недоразвития. Здесь чрезвычайно важно отделение истинной
олигофрении от различных видов нарушений развития, особенно, например, обусловленных
внемозговыми причинами (эндокринные, общесоматические формы) или педагогической
запущенностью. Углубление в эту сторону позволяет в пониженной продуктивности ребенка вскрыть
различную роль мозговых, общесоматических и, наконец, культурно-педагогических условий,
обеспечивает понимание условий нарушения умственного развития, создает и основы
индивидуализированного подхода к борьбе с задержкой умственного развития и с неуспешностью.
Сравнительное изучение педагогически-запущенных детей, которые по преимуществу «могут, но
не хотят», и задержанных в умственном развитии, которые по преимуществу «хотят, но не могут»,
позволяет по педагогической теории подойти к вопросу о взаимозависимости отношений и психических
функций, без правильной трактовки которого эта теория не может разрешить насущных вопросов
практики.
Заканчивая, мы подчеркиваем важность изучения личности ребенка в целом, роль отношения его
к действительности и характеристики с точки зрения динамики этих отношений аномалийного детства.
Думается, что привлечение внимания к этой стороне вопроса имеет немалое значение для
психопатологии, для нормальной психологии и педагогики.
Личность, отношения и реакции (Психологическое значение блокадного опыта)
Огромный опыт Великой Отечественной войны дает материал для многостороннего освещения
вопросов психологии. Его изучение осуществлялось пока еще по отдельным направлениям и участкам.
Но если еще не готовы предпосылки для его обобщения, то все же испытывается потребность хотя бы
просмотра материалов и проблем психологии, которые связаны с основными разделами этого опыта.
Победоносно завершенная война, исключительная по силе напряжения и по тяжести
травматизации человека и его нервно-психической деятельности, значительно расширила и углубила
наши знания о нарушениях нервной системы и психики. Изучение и обобщение военно-медицинского
опыта во всех его отраслях составляют важную задачу советской науки, психологии в частности.
Ленинград, как известно, представлял собой участок с совершенно особенными по
Hosted by uCoz