Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 164 
Next page End  

Ошибка гештальтистов заключается не в принципе структурного и целостного изучения, но в
одностороннем отрицании роли анализа и в формализме.
Соответственно только что сказанному одной из важных проблем психологии вообще, и
психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов
структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.
Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда
прежде всего следует отнести интересы, оценки и убеждения.
Рассматривая интерес как особый вид отношения, мы подвергли вопрос о нем специальной
разработке в исследовании нашего сотрудника В. Г. Иванова (1956а, 1956б), изучавшего интересы
учащихся с позиций отношений, осветившего генез интересов и давшего некоторую их систематизацию.
В последнее время некоторые авторы преодолели односторонний функциональный характер понимания
интереса и начали с успехом рассматривать его как отношение (Теплов Б. М., 1948; Иванов П. И., 1954;
Архипов А. П., 1958). В ряде работ вопросы интереса стоят в тесной связи с проблемой мотивации
поведения (Леонтьев А. Н., 1945, 1947; Божович Л. И., 1951 а, б).
В работе В. Г. Иванова проблема интереса освещается в связи с учебными предметами. Однако
современные задачи политехнизации школы настойчиво выдвигают вопросы формирования интереса к
различным видам промышленного труда. Как показывает работа А. Ф. Эсаулова (1956), для учащихся с
выраженным профессиональным интересом характерно яркое эмоциональное отношение к профессии, а
формирование этого интереса связано с активным и успешным включением в соответствующую
внеклассную и внешкольную деятельность.
Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека,
вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-
правовые отношения человека. Ответственное отношение к своим обязанностям, вырастая из
требований родителей, учителей, становится долгом, совестью.
Воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом
двустороннем процессе воспитатель может обнаруживать требовательное, снисходительное, любовное,
неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное
отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью,
недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением. Взаимоотношение
играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и, в свою очередь, представляет
результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют,
разрушают, реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв»,
который столь ярко описал А. С. Макаренко и сделал его существенным звеном в перевоспитании
личности.
В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях,
тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого
отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются. Сущность лицемерия
заключается в том, что не истинные отношения вскрываются во взаимодействии, а, наоборот, внешняя
форма взаимодействия не отвечает внутреннему содержанию отношений. В характере взаимодействия
сказываются отношения — это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от
внешних обстоятельств и положения взаимодействующих. Таким образом, хотя существует тесная связь
между процессом взаимодействия людей и их взаимоотношениями, но оба эти понятия неидентичны и
не заменяют друг друга. Взаимоотношение является внутренней личностной основой взаимодействия, а
последнее — реализацией или следствием и выражением первого.
Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании
образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот
внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с
этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.
Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других
возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.
Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку — уважение в
положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае. Значение этих
Hosted by uCoz