Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 115 
Next page End  

стремиться к скорейшей выписке или, при возможности, родственники старались вообще не помещать
пациентов в лечебные учреждения закрытого типа.
Изменилась не только клиническая картина неврозов, и не только их симптоматология стала
другой. Подобное наблюдаем мы и в случае психозов. Оказалось, что люди, больные эндогенной
депрессией, сегодня гораздо реже чувствуют себя виноватыми; на первый план выходят проблемы
работы и работоспособности. Именно это становится темой эндогенных депрессий в наши дни, по-
видимому, потому, что таковы заботы среднестатистического человека.
Если задуматься над этиологией болезни времени, то говорят, что темп современной жизни
делает человека больным. Социолог Хендрик де Ман (Н. de Man) поясняет: «Темп нельзя безнаказанно
увеличивать сверх некоторого известного предела». Но то, что человек не вынесет увеличения темпа
технического прогресса, что он не справится с этим техническим прогрессом, - далеко не новое, но вс¸-
таки ложное пророчество. Когда в прошлом веке появились первые железные дороги, крупные
специалисты в области медицины считали невозможным, чтобы человек, не заболев, выдержал
скорость езды по железной дороге. И ещ¸ несколько лет назад высказывались сомнения насч¸т того, не
вредно ли для здоровья летать в сверхзвуковых самолетах. Мы видим, то есть мы теперь видим,
насколько прав был Достоевский, когда определил человека как существо, которое ко всему способно
привыкнуть. Современный темп жизни никоим образом нельзя рассматривать как причину болезни
времени и вообще как причину болезни. Я бы даже отважился утверждать: ускоренный темп
современной жизни, вероятнее всего, представляет собой попытку самоисцеления, хотя, возможно, и
неудачную. На самом деле, можно без труда понять бешеный темп жизни, если рассматривать его как
попытку самооглушения. Человек бежит от своей внутренней опустош¸нности и тоски, и в этом бегстве
он бросается в суматоху и суету жизни. Жане описал у невротичных людей, которых он называл
психастениками, некое sentiment de vide [Sentiment de vide (франц.)
чувство пустоты.], то есть
ощущение бессодержательности и опустош¸нности. И вот это чувство пустоты существует и в
некотором переносном смысле, как я полагаю, в виде чувства экзистенциальной пустоты, чувства
бесцельности и бессодержательности наличного бытия. Современный человек многократно переживает
то, что наиболее точно можно охарактеризовать, перефразировав слова из «Эгмонта» Г¸те: едва он
знает, куда приш¸л, не говоря уже о том, куда ид¸т. К этому можно было бы добавить: чем меньше он
знает о цели своего пути, тем больше он спешит, чтобы скорее оставить этот путь позади.
Ощущение экзистенциального вакуума, чувство бесцельности и бессодержательности бытия мы
называем экзистенциальной фрустрацией, нереализованностью воли к смыслу. Эту волю к смыслу мы
противопоставили стремлению к власти, как его в форме честолюбия представляет (и нельзя сказать,
чтобы неправильно) индивидуальная психология Адлера. Мы противопоставили эту волю к смыслу ещ¸
и стремлению к наслаждению, во всемогуществе которого в виде принципа удовольствия убежд¸н
психоанализ Фрейда. И мы видим: именно там и тогда, когда воля к смыслу оста¸тся нереализованной,
стремление к наслаждению используется для того, чтобы, по крайней мере, заглушить осознание
человеком своей экзистенциальной нереализованности. Другими словами, стремление к наслаждению
выступает на первый план, если человек оказывается неспособен реализовать сво¸ стремление к
смыслу. Только в случае экзистенциального вакуума начинает буйствовать либидо. Разочарование
человека в борьбе за смысл своего бытия, то есть экзистенциальное разочарование, компенсируется за
сч¸т его замещения сексуальной оглуш¸нностью.
Экзистенциальный вакуум может манифестировать себя, а может существовать в скрытой форме.
Мы жив¸м во время растущей автоматизации, и это способствует увеличению свободного времени. Но
свободное время бывает не только «от чего-то», но и «для чего-то». Человек с экзистенциальной
фрустрацией однако не знает, чем бы это время заполнить, как не знает, чем можно было бы заполнить
экзистенциальный вакуум [Сравните результат исследований одного гамбургского общественного
института: 58 процентов опрошенных юношей и девушек в сво¸ свободное время «не знают, чем себя
занять», прич¸м в это число не входят спортивные болельщики, которые наверняка составляют еще 30
процентов. Остальные предпочитают коллективные мероприятия. Результаты ещ¸ одного обследования
свидетельствуют о том, что 43,6 процента от всех посетителей кинотеатров в мире идут в кино только
потому, что «не знают, куда девать свободное время».]. Шопенгауэр полагал, что человечество
раскачивается, как маятник, между необходимостью и скукой. И вот сегодня скука доставляет нам, в том
Hosted by uCoz