Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 85 
Next page End  

также преображение реальности через привнесенный элемент свободы,
принявшей Логос. Познание имеет брачный, муже-женственный характер, оно
есть встреча и воссоединение двух, овладение женственной стихии
мужественным смыслом. Так как в познание привходит элемент
добытийственной свободы, то можно сказать, что познание имеет
иррациональную основу. К пониманию этой тайны иррациональной основы
рационального познания ближе всего подошли немецкие метафизики,
получившие прививку Я. Беме. Активный и творческий характер познания
выражается в том, что оно есть гуманизация, очеловечение бытия в разной
степени. По крайней мере, гуманизацией является катафатическое познание, не
только хорошей, но иногда и дурной гуманизацией. Лишь на вершинах
познания апофатического нет уже гуманизации, но тогда происходит
преодоление тварности человека и обожение. Признание того, что в познание
привходит элемент свободы экзистенциального субъекта, означает тип
философии, утверждающей примат свободы над бытием. Эта метафизика
означает волюнтаризм в отличие от интеллектуализма, хотя слово
"волюнтаризм" условно, так как не существует отвлеченного элемента воли.
Интеллектуализм, все равно аристотелевский или платоновский, неизбежно
означает отрицание элемента свободы в познании, а следовательно, и
творческого характера познания. В системе интеллектуализма все идет сверху
вниз и детерминируется, объективное разумное бытие целиком детерминирует
познание, определяет познавательный путь субъекта. Интеллектуализм должен
прийти к отрицанию экзистенциального субъекта, погруженности его в тайну
существования. Экзистенциальность связана с свободой субъекта. Но этот
примат свободы над бытием, экзистенциального субъекта над объектом
неизбежно порождает и трагизм самого познания, который непонятен для
интеллектуализма. Чистый интеллектуализм не может объяснить лжи и
заблуждения, для него истина с необходимостью открывается. Декарт для
объяснения возможности заблуждения должен был обратиться к воле и
свободе, но в нем все же преобладал интеллектуализм. Элемент свободы в
познании есть не только источник его творческого характера, но и источник
блужданий и заблуждений, источник непреодолимых противоречий, которые
победимы лишь в порядке благодати. Мы говорим, что познание носит
творческий характер. Не отношение творящего к творимому не есть каузальное
отношение. Иначе была бы не свобода, а необходимость. Но степень свободы и
степень необходимости разная в разных типах познания. Это зависит от
первоначальной открытости и закрытости экзистенциального субъекта
иерархическим ступеням бытия. Структура сознания не неизменна, она
подвижна
64[64][42]
. Познание объективированного природного мира в большей
степени находится под знаком необходимости, чем познание метафизическое,
направленное на необъективированное существование и на дух. В нем свобода
действовала раньше, в обращении к этому миру, который есть мир падший.
Активный характер научного познания объективированного природного мира
выражается прежде всего в практическом, техническом воздействии на
природу. Но в ученом, делающем открытие, неизбежно действует свобода. Дух
организует материю, и по нисходящим ступеням от духа к материи происходит
ущербление его свободы. Поэтому нужно говорить о разных ступенях свободы,
о метаморфозах самой свободы. То, что на высших ступенях есть творческое
вдохновение, само себя оправдывающее, на низших ступенях, более близких к
материи, есть труд. И проблема труда есть очень важная не социальная только и
                                                
64[64][42]
См. мою книгу "Философия свободного духа". 2 Многое можно найти у М. Шелера и у Зиммеля
"Soziologie"
Hosted by uCoz