Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 85 
Next page End  

математических науках, приобрели характер универсальной обязательности,
они служат для сообщения \1ежду всеми людьми, людьми даже совершенно
разобщенными между собою. Через научное познание, например, познание
математическое и естественнонаучное, происходит универсальное сообщение
между людьми, но не происходит общения. Это познание предполагает лишь
низшую ступень общности между людьми. Люди совершенно разной
духовности, разных религиозных верований, разных социальных классов,
разных национальностей и культур могут сообщаться между собой на почве
истин математики и физики. Наука со своей общеобязательностью есть
познание объективированного и социализированного мира, в котором
сообщение достигается при разобщенности людей, она предполагает
минимальную общность людей. Результаты познания, способные быть
сообщенными, всегда означают достижение какой-то общности между людьми,
прежде всего общности в символике языка
65[65][43]
. Но эта ступень общности
может быть при разобщенности. Особенная проблема социологии познания
есть проблема рассмотрения познания в двух перспективах - в перспективе
общества и в перспективе персонального общения. Познание в перспективе
общества знает наиболее универсальную общеобязательность, наиболее
широкий круг сообщения, но не знает внутреннего существования и общения.
Познание в перспективе общения знает приобщенность к тайне существования,
к духу, как ее вершине, но оно не обладает универсальной
общеобязательностью, не служит таким средством сообщения. Уже истина
философского познания предполагает гораздо большую ступень духовной
общности, чем истины физико-математические. Истины же религиозные
предполагают максимальную степень духовной общности. Со стороны эти
истины представляютcя совсем "субъективными", не доказуемыми, не
убедительными, не помогающими универсальной сообщаемости людей. Между
тем как внутри духовной общности, внутри того, что называют "церковью",
религиозные истины наиболее универсальны, более универсальны, чем истины
математические. Но они предполагают веру и единство верующих. В эпоху
максимальной социальной объективации христианства, например в средние
века, образовалась общность христианского человечества, для которого истины
христианства были совершенно универсальными. Тогда, наоборот, истины
научные не были еще социализированы и представлялись совершенно
неубедительными и даже возмущающими. В разные эпохи это бывает по-
разному. В нашу эпоху оказываются максимально объективированными и
социализированными результаты научного познания и связанная с ними
сообщаемость людей носит универсальный характер. Истины же религиозного
порядка представляются "субъективными", хотя нужно помнить всю
условность этой терминологии. В сообщаемости сознаний существуют разные
ступени общности. И достижение универсальной общности в условиях нашего
мира связано с максимальной объективацией и социализацией. Но это и есть
универсальная общность для мира падшего, находящегося в состоянии
греховной разобщенности. Падшесть и греховная разобщенность тут лежат не в
объективации научного познания, а в самом состоянии бытия. Научное же
познание со своей объективацией есть положительная ценность. Она
аналогична достижению юридической обязательности для мира разобщенного.
То, что мы называем философией существования, которая раскрывает мир
необъективированный, не достигает в познании универсальной
общеобязательности. То, что не связано с объективацией, не может
                                                
65[65][43]
См. Delacroix "La langage et la pensee"*.
Hosted by uCoz