Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 85 
Next page End  

ошибка. Проблема сообщения (Kommunication) между "я" есть одна из
основных проблем философии, хотя ей не было до сих пор уделено достаточно
внимания
85[85][19]
. Необходимо делать различие между сообщением и
приобщением. Приобщение - реалистично, есть проникновение в
первореальность. Сообщение же в значительной степени символично, оно
предполагает символизацию, знаки, во мне подаваемые о внутреннем.
Символизация сообщений и есть то, что прорывается в мир
объективированный, т. е. разобщенный, из внутреннего порядка
существования. Наше познание, наше искусство полно этой символизации
сообщений. Символизация свидетельствует о разобщенности, но она
устанавливает сообщения в этой разобщенности. Мы знаем внутреннюю жизнь
другого "я" в значительной степени по символам и знакам. Сообщения, которые
устанавливаются в человеческом обществе, всегда основаны на разобщенности,
на закрытии тайны внутреннего существования, и потому они могут носить
лишь символически-знаковый характер. Привычки, обычай, подражательность,
вежливость, любезность в сообщениях носят такой символически-знаковый
характер. Все сообщения в жизни государства носят условно-знаковый характер
и никакого общения между "я" не предполагают. Такой условно-знаковый
характер носят особенно все сообщения денежные, которые есть крайняя форма
объективации. Но "я" не довольствуется сообщениями с другими "я" в обществе
и государстве, в социальных институтах, сообщениями через условные знаки
оно стремится к общению с другими "я", к выходу в подлинное существование.
Все условные сообщения относятся к миру объективации, есть сообщения с
объектами. Прорыв же к общению есть прорыв за объективацию к
действительному существованию. Символизация сообщений связана с разными
ступенями объективации. Общение предполагает обоюдность. Невозможно
общение с одной стороны. Неразделенная любовь не есть общение. В общении
активен не только "я", но и "ты". С объектом возможно лишь символическое
сообщение, и оно не требует обоюдности. Общение возможно лишь с "я",
которое для меня есть "ты" и требует обоюдности, т. е. активности "ты".
Общение возможно лишь в плане существования, а не в плане объективации.
Сообщения с объектами оставляют "я" одиноким. Одиночество преодолевается
лишь в общении между "я", общении между личностями, между "я" и "ты", не в
объективированном обществе, а в "мы". 
Сознание по природе своей социально, предполагает со-общение, со-
человеков, других. Но сознание часто мешает общению, и оно-то и оставляет
человека в одиночестве. Ибо сознание было социализировано, т. е.
приспособлено к символическим сообщениям в обществе, а не к реальному
общению в действительном существовании. Сознание социализированное
определяется социальной обыденностью. В мистическом экстазе снимаются
грани сознания и исчезают препятствия для слияния. И человек жаждет иногда
погасить сознание, чтобы утолить тоску по общению. Социальная обыденность
с ее границами и нормами угасает и в сверхличном экстазе и в личной
творческой оригинальности. Личное, оригинальное, близкое к первоисточнику
мышление совсем не есть отрицание общности и общения, но есть отрицание
зависимости мышления от социальной обыденности, от объективированного
общества. Личное мышление отрицает не общность, а общее. Ясперс верно
говорит, что "я" не существует без коммуникаций с другими, без диалогической
борьбы
86[86][20]
. Когда "я" превратилось в гносеологического субъекта, то мир
уже объективирован, и возможно лишь обязательное познавательное
                                                
85[85][19]
Эту проблему ставит Ясперс во II т. "Existenzerhellung" своей "Philosophie".
86[86][20]
См. выше цитированный том Ясперса "Existenzerhellung".
Hosted by uCoz