Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 467 
Next page End  

296
отдельные вопросы их компетенции. Практическая деятельность органов
исполнительной власти республик во многом определяется назначением тех или иных
органов.
Аналогичное разнообразие наблюдается в системе органов государственного
управления других субъектов Российской федерации.
Напомним, что в отдельных отраслевых законодательных актах определяются
основы компетенции органов государственной власти, в том числе и управления
Российской федерации и ее субъектов.
Принцип регионального управления имеет и иную основу. Он заложен в
организационную систему и функции механизма исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов. Речь идет о необходимости учета органами исполнительной
власти особенностей территорий, имеющих разнообразное выражение (в том числе
постоянное или временное). Так, создано Министерство по делам национальностей и
федеративным отношениям; в правовом регулировании учитываются особенности
Крайнего Севера, зон экологического бедствия и т.д. Огромные масштабы нашей
страны, разнообразие ее социально-экономической структуры, климатических и других
факторов требуют гибкого сочетания общефедеральных и различных региональных
интересов. На территориях свободных экономических зон устанавливаются льготы по
сравнению с общим режимом хозяйственной и внешнеэкономической деятельности.
Территориальный принцип управления нередко получает свое воплощение в
различных региональных и межрегиональных объединениях. В последнем случае речь
идет о формированиях экстерриториального типа, объекты которых находятся на
различных территориях.
Территориальные начала могут проявляться и в других формах. Так, в
соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 29 декабря
1994 года «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» в 1995 году в 21
регионе Российской Федерации предполагалось создать негосударственные
региональные агентства поддержки малого бизнеса для обучения и консультирования
предпринимателей, проведения экспертизы предпринимательских программ и
проектов, информационного обеспечения малого предпринимательства, оказания
помощи субъектам малого предпринимательства в подготовке и регистрации их
учредительных документов *.
_____________________
*    Российская газета. 1995. 17 января.
Организационное обеспечение связей исполнительной власти с территориями
возможно в различных вариантах: создание органов, специализирующихся на
конкретных направлениях связей; образование для этих целей подразделений в составе
заинтересованных органов; возложение соответствующих функций на орган или его
подразделение; образование иных формирований из представителей регионов и
вышестоящих органов для выработки согласованных решений; создание в регионах
вышестоящими органами своих органов, взаимодействующих с заинтересованными
органами регионов.
Значительный потенциал для интеграции федеральных и региональных интересов
заключает в себе программно-целевое управление.
В реализации территориального принципа в управлении следует избегать
крайностей. На разных уровнях власти многие отдают предпочтение этому принципу,
усматривая в укреплении регионального управления магистральное направление в
развитии государственной политики. Но не все еще отдают себе отчет в том, что
местничество ничем не лучше ведомственности и оно также плохо вписывается в
рыночные отношения. Симптомы регионального монополизма могут иметь опасные
последствия для общества, если не будут своевременно устранены. Регионы нашей
Hosted by uCoz