Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 145 
Next page End  

34
* См., например: Целевые комплексные программы развития производства. — Киев,
1986; Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. —
М.,1989.
Особое место среди целевых программ занимают так называемые ситуационные
программы, наличие которых обусловлено неопределенностью экономических процессов
при становлении рыночных отношений. Такие программы разрабатываются с учетом
вероятности возникновения той или иной прогнозируемой ситуации. Иными словами,
следует иметь пакет программ, начало реализации которых является реакцией предприятия
на существенные изменения внешней среды или результатов работы (снижение
рентабельности предприятия ниже определенного уровня, повышение цен отдельными
поставщиками выше установленного предела и др.). Создание ситуационных программ,
конечно, требует затрат, но своевременно принятое рациональное решение, а главное, его
практическое осуществление — важный фактор успеха на рынке и надежная гарантия
сохранения и укрепления экономических позиций.
Текущее планирование
Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей торгового
предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса
взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной
деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с
учетом сложившихся перед началом планового периода условий.
Текущие планы — инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное
изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность
планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12
месяцев.
Основными разделами комплексного текущего плана являются:
план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций;
план товарного обеспечения;
план издержек обращения;
финансовый план.
На крупных предприятиях каждое подразделение нередко самостоятельно определяет
параметры своей хозяйственной деятельности, если при этом не требуется никаких дополни-
тельных ресурсов. Планы разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия.
Воздействие со стороны управляющего органа может проявляться лишь, скажем, в
установлении минимального уровня рентабельности. Исключение составляют случаи, когда
деятельность подразделения оказывает непосредственное влияние на результаты работы
других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с учетом заявок торговых
отделов.
Планы хозяйственной деятельности разрабатываются по довольно широкому кругу
показателей, среди которых определяют опорные, способствующие достижению цели
предприятия. Однако любому предприятию независимо от целей программы необходимо
планировать показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.
К числу таких основных показателей относятся:
балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов
и фондов обращения);
балансовая прибыль на одного среднесписочного работника;
размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту.
К показателям планирования второго уровня относятся:
объем товарооборота;
структура товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данного
предприятия ассортиментным группам;
валовой доход;
Hosted by uCoz