Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 57 
Next page End  

будущем ближайших лет пылающие в депопуляционном пламени свои
родные российские Содом и Гоморру — если не успеем заблаговременно
повернуть штурвал оптимизационной демографической политики.
Лекция 17
ПРОГНОЗЫ В СФЕРЕ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В 1995—2000 г. сектор социального прогнозирования Института
социологии РАН реализовывал свой последний исследовательский проект
«Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования
России» (отчетная монография под заглавием «Нужна ли школе реформа?»
выпущена издательством Педагогического общества России в 2000 г.).
Проект предусматривал трижды повторенный панельный опрос экспертов и
разработки серии прогнозных сценариев на этой основе. В данной лекции
кратко излагаются результаты этого исследования.
В царской России до 1917г. большинство населения было неграмотно.
Из грамотных, в свою очередь, подавляющее большинство было
малограмотно, т.е. умело с трудом читать и писать, но редко приходилось
это делать. Дефицит грамотных был настолько велик, что малограмотных
приходилось производить в офицеры и посвящать в священники. Если
исключить эти две категории, да еще гражданских чиновников, где в каждом
случае счет шел на сотни тысяч, то учителей насчитывалось всего несколько
десятков тысяч, а инженеров и врачей — всего по нескольку тысяч, ученых-
исследователей — всего несколько сот человек. Это — на всю огромную
страну со 150 млн. чел. населения! Запомнилось одно сравнение: «белых
воротничков» в России было меньше, чем психически больных и калек.
Особенно плохо обстояло дело с дипломированными специалистами.
И еще хуже — после Гражданской войны, когда многие из них были убиты,
погибли от болезней или голода, бежали за границу. А университеты были
совершенно дезорганизованы, и подготовка специалистов даже в прежних
мизерных масштабах прервалась. В 20-х гг. дело дошло до того, что каждого
пятого инженера из необходимых нескольких тысяч приходилось
выписывать из Германии и США на золото, как самый дорогой импортный
товар.
Вот почему перед системой народного образования страны объективно
встали две задачи:
1. Сделать всех неграмотных и малограмотных по-настоящему
грамотными.
2. Полностью удовлетворить общественные потребности в
дипломированных специалистах.
Для решения первой задачи была создана всеобщая 7-летняя школа 1-й
ступени (дети и подростки 8—15 лет). Для решения второй — 2-летняя,
позже 3-летняя школа 2-й ступени (молодежь 16—18 лет). Однако решение
той и другой задачи было сопряжено с огромными трудностями.
Подавляющее большинство родителей — крестьяне и рабочие — по
традиции продолжали считать, что школа—это только для детей, и забирали
подростков после 2—3 лет учебы для помощи по хозяйству. Пришлось
вводить обязательное (принудительное) всеобщее обучение, и вплоть до 70-
х гг. по домам ходили контролеры, которые проверяли, кто из подростков
Hosted by uCoz