Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 50 
Next page End  

явления. Ясно, что от того, как сложится эта концепция, во многом будет
зависеть характер дальнейшей эволюции футурологии.
Перефразируя приведенное выше высказывание одного из участников
футурологических конференций, можно сказать, что лозунгом начала 70-х
гг. на Западе сделался тезис — «Никакой футурологии при современной
технологии». Это тоже было тягчайшим ударом по господствовавшему
течению, которое целиком базировалось на «современной технологии» и
оптимистично проецировало в будущее наблюдавшиеся тенденции развития
научно-технического прогресса.
Третья «волна» возникла почти одновременно со второй. Она
выразилась в оживлении давно существовавшего на Западе
антисциентистского течения с его отрицанием науки как конструктивной
формы общественного сознания, обвинениями в се адрес, сводившимися к
тому, что якобы именно она породила гонку вооружений, развитие
атомного, химического, бактериологического оружия массового поражения,
загрязнение природной среды, демографический и информационный
«взрывы», многочисленные тупики и кризисы середины XX века.
Представители этого течения обвиняют ученых в том, что они якобы
превратили науку в некую «священную корову», в нечто вроде новой
религии и ведут привольную жизнь новоявленных жрецов, которых не
трогают тревоги и беды человечества. Отсюда — призывы «упразднить
науку», заменить ее новыми формами общественного сознания, какими
именно — неясно даже авторам подобных призывов.
Отзвуки подобных настроений можно было обнаружить, например, в
выступлениях американского священника Дж. Платта, сведенных в его
книгу «Шаг к человеку» (1966). «Экологический» и «технологический»
кризисы дали такого рода взглядам как бы второе дыхание. Число
выступлений в этом духе резко возросло. Правда, и третья «волна» вскоре
слилась с первой. Но свою роль в подрыве «кредитоспособности»
господствовавшего течения — лучшей мишени с антисциентистских
позиций трудно было и придумать! — она также сыграла.
Под этими ударами облик футурологии стал заметно меняться.
Господствовавшее течение осталось преобладающим по числу
представителей и произведений, но оказалось дискредитированным,
оттертым на второй план в глазах западной общественности и претерпело
немаловажные изменения. Оставаясь в принципе на своих прежних
позициях, его представители учли новую конъюнктуру, включив в свои
концепции мотивы «экологического кризиса», «переоценки технологии», а
иногда и антисциентизма. Они сделали гораздо более изощренной свою
аргументацию и намного убавили мажорный тон прогнозов. Это относится
даже к последующим работам Г. Кана — наиболее радикального и
«стойкого» представителя данного течения, в частности, к его книгам,
вышедшим в те годы: «Растущая японская сверхдержава: вызов и ответ»
(1970), «Грядущее: размышления о 70-х и 80-х гг.» (1972, в соавторстве с Б.
Брюс-Бриггсом), «Следующие 200 лет» (1976, в соавторстве с У. Брауном и
Л. Мартелем). В еще большей мере это относится к работам Д. Белла и
других «постиндустриалистов».
Д. Белл представил свой доклад о «постиндустриальном обществе» на
VII Международном социологическом конгрессе (Болгария, Варна, 1970),
внеся некоторые поправки по сравнению с докладами на «Комиссии 2000
Hosted by uCoz