Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
14
кажущаяся мне замечательной по своей простоте, не приобрела себе однако многих учеников,
которые сейчас же стали бы е¸ распространять; зато она имела честь видеть, как, спустя
несколько времени, там и сям стали появляться новые теории, воспроизводившие е¸ в е¸
сущности, хотя их авторы, конечно, и не знали об е¸ существовании.
Такова, например, теория Серги (Sergi), который в своей книжке, озаглавленной Psicosi
epidemica , развил совершенно самостоятельно неизвестные ему теории Тарда.
Серги, целиком воспроизводя Тарда, имеет однако перед ним то преимущество, что не
останавливается над обобщениями, и что ему неизвестна нерешительность французского
философа; он более ясно и более точным образом излагает то, что можно назвать физическим
основанием  внушения. Вот почему я считаю полезным привести здесь его собственные слова.
"Душа , —
говорит он , это общий вид активности, тождественный всякой другой без
исключения органической активности. Всякий, имеющий понятие об этого рода активности,
знает, что деятельность органической ткани возбуждается только при помощи раздражителей.
Когда последняя возбуждена каким-нибудь внешним агентом, то она обнаруживает
деятельность, пропорциональную природе и силе возбудителя.
Примером может нам служить мускульная ткань: в самом деле, мы видим, что мускулы
сокращаются только тогда, когда какой-нибудь внешний деятель пробуждает в них эту
способность. Это происходит, благодаря находящейся в них душе; но в последней нет ничего
самопроизвольного, ничего автономного: она проявляет активность, когда е¸ возбуждают, и это
проявление вполне зависит от природы возбудителей.
Я нахожу восприимчивостью  — способность принимать извне впечатления и
рефлексом  способность обнаруживать возбужд¸нную активность, сообразно с
полученными впечатлениями. Оба эти условия могут соединиться в один основной закон души
рефлекторную восприимчивость .
Уже долгое время некоторые психиатры занимаются явлениями внушения во время
гипноза  и думают, что это явление бывает вообще тогда, когда объекты их исследования
находятся в гипнотическом сне. Они не заметили, что так называемое ими внушение  является
весьма резким проявлением основных элементов души, что это — восприимчивость, доходящая
до болезненности, благодаря которой явления принимают весьма резкую форму и делаются
более очевидными, чем в нормальном состоянии. Гипнотическое внушение открывает только те
состояния, к которым душа предрасположена, е¸ основные условия, по которым она действует.
Внушение сводится таким образом на вышесказанную восприимчивость, которая в свою
очередь сводится к основному закону организма, что последний может быть привед¸н в
действие только от полученных стимулов".
Таким образом, по Серги и Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида — не
что иное, как рефлекс на полученный извне импульс. Итак, всякий движется, действует, думает
только благодаря некоторому внушению, которое может возникнуть от рассматривания
известного предмета, от произнес¸нного перед нами слова или звука, от какого бы то ни было
движения, произвед¸нного вне нашего организма. Это внушение может распространиться или
только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может
распространиться подобно настоящей эпидемии, далеко в обществе, оставляя одного
совершенно свободным от своего влияния, других — слегка задетыми, третьих —
пораж¸нными весьма сильно. В последнем случае явления, которые оно производит, как бы они
ни были странны или ужасны, являются самой высокой степенью, более резким выражением
простого, непременного явления внушения, представляющего первую причину всякого
психологического явления. Варьирует только интенсивность явления, природа же его — всегда
одна и та же.
Благодаря этому удачному выводу, Тард и Серги явление подражания, наблюдаемое у
большого числа людей, сводят на менее резкое явление подражания, свойственное отдельному
лицу; эпидемическое подражание они приравнивают подражанию спорадическому и объясняют
как то, так и другое внушением, причину и основные свойства которого они объясняют тут же.
Мы видим, что эта теория подтверждается всеми формами и видами человеческой
деятельности.
Кто станет утверждать, смотря на отношения между наставником и учеником и на
Hosted by uCoz