Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
15
подражание последнего первому, — основанное на симпатии и на бессознательном и
инстинктивном удивлении, — что в них не проглядывает внушение? Кто в состоянии отвергать,
что эти отношения, возникшие первоначально между двумя лицами, представляют из себя
примитивную форму, зародыш того внушения, которое может возникнуть позднее между
одним и многими, между главою научного, политического или религиозного учения и его
учениками, адептами, единоверцами? Кому непонятно, что такого рода эпидемическое
внушение — высшая степень первоначального единичного внушения.
Всякий вынужден согласиться, что подобное эпидемическое внушение может сделаться
больше как по интенсивности, так и по распростран¸нности, если этому благоприятствуют
условия места и характер лиц, от которых оно исходит и на которых оно действует.
Убеждения некоторых политических и религиозных сект доходят подчас до того, что
обращаются в настоящее эпидемическое сумасшествие. Начиная от древних арабских и
индийских дервишей до демономаньяков средних веков, которых последние остатки
встречаются ещ¸ и теперь в Италии; от кликуш, перфекционистов, шекеров Северной Америки
до штундистов, шелапутов и скопцов России; от народных масс, ведомых Иудой Голонитом и
Теудой, предшествующих возникновению христианства, до тех, которые предшествовали
возрождению Германии, — во вс¸м этом мы имеем бесконечное разнообразие нравственных
эпидемий, эпидемических психозов, которые сначала поражают нас совершающимися
благодаря им жестокостями и гнусностями, но которые, будучи исследованы, представляют из
себя в сущности болезненное преувеличение акта внушения, являющегося самым всеобщим
законом социального мира.
Подобно тому, как, говоря о нормальной жизни, мы можем от влияния (suggestion) одного
индивида на другого, учителя на ученика, сильного на слабого и т. д., поднятые до влияния
одного лица на целую толпу, до влияния гения мысли или чувства на всех своих
современников, главы секты на е¸ членов, — точно также, говоря о болезненном случае, можно
от влияния одного сумасшедшего на другого сумасшедшего же подняться до влияния
сумасшедшего на всех его окружающих.
Последнее служит доказательством не только того, что патология управляется теми же
законами, что и физиология, но и того, что внушение — универсально.
Легран Дюсоль прекрасно описал сумасшествие вдво¸м; эта странная форма
умопомешательства происходит от того влияния, которое оказывает помешанный на индивида,
склонного конечно к такого рода болезни, который мало-помалу теряет рассудок и получает ту
же форму помешательства, что и его подстрекатель.
С этого времени между такими двумя личностями появляется известного рода
зависимость; один господствует над другим; последний представляет из себя эхо первого: он
делает то, что делает первый, и сила его подражания до того велика, что подчас он видит те же
галлюцинации, что и его товарищ.
От этого умопомешательства вдво¸м (представляющего в болезненном виде то же, что и
влияние учителя на ученика, одного из двух влюбл¸нных на другого — в нормальной жизни)
можно подняться до сумасшествия втро¸м, вчетвером, впятером и т. д.,
6
что происходит так же,
как и сумасшествие вдво¸м. Сумасшедший всегда оказывает влияние на своих родителей, на
тех, кто постоянно около него; своим примером он сообщает им свои больные идеи и
расстроенные способности; понемногу он достигает того, что сознание у них затемняется и
уступает место сумасшествию, которое проявляется или в совершенно такой же форме, как и у
него, или же в более л¸гком виде.
Кроме этих достоверных фактов внезапного коллективного умопомешательства, все
единодушно приписывают сумасшедшему способность внушения — менее интенсивную, но
                                                
6
Роскиоли приводит случай сумасшествия вчетвером. У честных и работящих супругов было 3 дочери.
Младшая, молодая 19-тилетняя девушка, неожиданно подверглась в церкви острым припадкам помешательства и в
таком состоянии была приведена домой. Это так подействовало на отца, что, спустя только 8 дней, он находился
уже в беспокойном состоянии панофобии. Спустя немного и мать подверглась той же участи, и наконец, через 15
дней, старшая дочь также была охвачена умственным исступлением.
Hosted by uCoz