Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 9 
Next page End  

временной семье, надо учитывать прежде всего реальное разделение труда
между мужчиной и женщиной, соотношение их семейных и внесемейных
обязанностей, структуру семьи, способы воспитания детей и т. д. Мнения же
конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости ин-
дивидуальных вариаций, будут только отражением стереотипов массового
сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной
структуры.
Социальная психология в известной мере оставляет эти мак-
росоциальные отношения "за скобками", понимая "роль" как структуру не-
посредственного межличностного взаимодействия. Привычные нормы по-
ведения неизбежно стандартизируются и подкрепляются системой взаим-
ных ожиданий. От человека, который несколько раз проявил остроумие,
ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, и эта "роль
шутника" так или иначе включается в его "образ Я".
Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом
"роль" обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица,
называя ее в данном случае "интериоризованной", то есть усвоенной, во-
шедшей "внутрь" личности ролью. Внимание здесь акцентируется прежде
всего на том, как сам индивид воспринимает, сознает и оценивает ту или
иную свою функцию (деятельность), какое место занимает она в его "образе
Я", какой личностный смысл он в нее вкладывает. "Интериоризованная
роль" - это компонент самосознания, отношение личности к некоторому
аспекту собственной деятельности.
Таким образом, понятие "социальная роль" как бы связывает деятель-
ность личности и ее самосознание с функционированием социальной систе-
мы, причем отправной точкой здесь является не индивид, а социум. Но это
разграничение в известной мере условно. Буржуазные социологи вслед за
обыденным сознанием часто делят жизнедеятельность личности на две час-
ти, из которых одна - формальная, застывшая, мертвая - приписывается
"безличному" миру социальных ролей, а вторая - "личная", эмоционально
окрашенная - представляет то, чем индивид является "сам по себе", безотно-
сительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про челове-
ка; что он "исполняет роль" отца или учителя, все равно что сказать, что он
"притворяется", что он "не настоящий" отец или учитель. Самому индивиду
"ролевой" кажется только такая деятельность, которую он воспринимает как
нечто более или менее внешнее, периферийное, условное, "разыгрываемое"
для других, в отличие от "подлинного Я", без которого он просто не может
себя представить. Но независимо от того, считает ли индивид свою работу
ремеслом, призванием или даже миссией, хотя это весьма существенно для
него самого, а также для морально-психологической оценки его как лично-
сти, социологически он во всех случаях исполняет определенную "профес-
сиональную роль". И если энтузиастов на данный вид работы не находится,
а обойтись без него общество не может, начинают действовать такие вполне
объективные механизмы, как материальное стимулирование, государствен-
ное распределение специалистов и т. п.
Взаимопроникновение социально-ролевого и индивидуально-
личностного начал можно наблюдать во всех сферах жизнедеятельности
людей. - Возьмем, например, Марксов анализ процесса обмена. В принципе
отношения покупателя и продавца совершенно безличны. Продавец - всего
лишь персонифицированный товар (скажем, голова сахара), а покупатель -
Hosted by uCoz