мозговая активность характеризуется «зернистостью». Более того, известно, что наши психич.
состояния могут оказывать глубокое воздействие на состояние нашего тела. Многократно описаны
ощутимые эффекты плацебо, а психосоматические заболевания уже никому не кажутся чем-то
невероятным.
Феноменологи, такие как Гуссерль, выдвигают весомые аргументы в пользу С. как
неотъемлемой стороны нашего опыта, не поддерживая при этом дуалистический интеракционизм.
Подобно Декарту, Гуссерль верил в саморазоблачающий характер С.: нельзя отрицать его
существование, не вступая при этом в противоречия, а жизнь без С. невозможно даже вообразить. Он
рассматривает С. скорее как функцию, нежели как сущность. Как и Брентано до него, Гуссерль уделял
особое внимание интенциональной природе С. Внешний объект, содержание С. и наше сознавание
(awareness)
его непосредственно связываются интенциональностью С. Наше знание о мире
формируется не в рез-те получаемых нами впечатлений, а яв-ся следствием логического процесса
интенции. Разделяемые нами представления о мире возникают не на основе ощущений и восприятий, к-
рые обособлены и индивидуальны и, как следствие, не могут раскрыть чел. универсальный и единый
характер своих объектов, а благодаря «конститутивной функции» С., к-рое интуитивно «схватывает» их
сущность. Конститутивная функция С. заключается в интуитивном постижении сущности объектов, с
тем чтобы мы могли понять их значение и значимость для нас. Единый характер, к-рый объекты имеют
как феномены нашего опыта, можно понять только через их сущности, а не через совокупность их
непостоянных качеств.
На центральное место С. в челов. состоянии указывал тж и Сартр в своей экзистенциальной
философии. Согласно Сартру, С. интенционально по своей природе и всегда на что-то направлено. С. не
яв-ся вместилищем для чего-либо или сценой для представления вещей. Осн. его свойство раскрытие
вещи, на к-рую оно направлено. Уникальность С. заключается в том, что оно раскрывается само по мере
раскрытия объекта. Т. о., и для Гуссерля, и для Сартра С. это принцип субъективности, к-рый
объясняет очевидное единство и значение феноменов нашего опыта.
Сознание и мозг
А. Р. Лурия, следуя Л. С. Выготскому, полагал, что С. это сложная структурная система,
имеющая смысловую функцию. Он отвергал дуалистическое постулирование принципиального отличия
сознанияразума от материальных объектов. В то же время он полагал, что попытки отыскать
механизмы С. внутри мозга тж не ведут к успеху. Согласно А. Р. Лурии, С. это способность
«оценивать сенсорную информ., реагировать на нее критичными размышлениями и действиями и
сохранять следы событий в памяти, чтобы прошлые отпечатки или действия могли быть использованы в
будущем». Эта способность не яв-ся функцией какой-то одной части мозга. Скорее, «ее нужно искать в
совместной деятельности отдельных систем мозга, каждая из к-рых вносит свой особый вклад в работу
всей функциональной системы в целом». Среди систем мозга, участвующих в сознательной психич.
деятельности, можно назв.: а) ретикулярную формацию ствола мозга, контролирующую уровни
бодрствования; б) вторичные зоны задних (афферентных) областей коры полушарий, обеспечивающие
регистрацию и хранение поступающей сенсорной информ.; с) наиболее важные медиальные зоны
лобных долей, участвующие в формировании побуждений и программ действия, а тж играющие осн.
роль в сознательной регуляции целенаправленного поведения.
Дж. Серль доказывает, что ментальные состояния вполне реальны и обладают собственными
свойствами. В то же время они не отделены от мозга и имеют биолог. основу. Серль полагает, что
психич. явления «порождаются деятельностью мозга и реализуются в его структурах. С этой т. зр., С. и
интенциональность яв-ся такой же частью биологии чел., как пищеварение или кровообращение. Нельзя
не признать, что в мире существуют столь сложные системы, как мозг с его субъективными
ментальными состояниями, и наличие ментальных свойств у таких систем реально существующий
физ. факт».
Сперри рассматривает С. как первичный источник причинного воздействия. С. обладает
автономией по собственному праву и не сводимо к электрохимическим процессам. С. «интегральный
рабочий компонент» мозга. Сперри рассматривает его как динамическое, эмерджентное свойство,
появляющееся из высшего уровня функциональной орг-ции коры головного мозга. Как эмерджентное
свойство, С. проявляется в чувстве, определяемом нейронными инфраструктурами мозга на высших
уровнях его иерархической орг-ции. Однако в то же самое время С. не только обнаруживает
характеристики, к-рые невозможно отнести ни к одной из составляющих мозг систем, но еще и
осуществляет регулирующее воздействие на мозговые процессы. Т. о., психич. явления это «скорее
причины, нежели корреляты» событий в НС. «Физиол. мозга обусловливает ментальные эффекты, а
|