являясь скорее предметом для дискуссии, нежели решений, очевидными представляются несколько
широких тем. Применительно к области психол. науки, они выглядят следующим образом.
1. Практический эмпиризм (practical empiricism). Конструкционисты критически относятся к
традиционным притязаниям, будто научное знание, в форме пропозициональных сетей, может
обеспечить выводимые логическим путем предсказания в отношении широкого разнообразия практ.
условий. Однако этим не отрицается возможность практ. предсказания как такового. По мнению
конструкциониста, вся огромная масса эмпирических технологий большей частью неверно
используется, обслуживая преимущественно тех, кто стремится получить поддержку бесплодным по
существу теориям в сообществе коллег по науке. Между тем, процедуры наблюдения, измерительные
инструменты и статистические методы могут с высокой отдачей использоваться для оценки
существующих условий (напр., культурное благосостояние, характер конфликтов, бездомность) и
эффективности различных программ (напр., общественные приюты, профессиональное обучение,
охрана окружающей среды), а также выявления трендов для составления взвешенных прогнозов на
будущее (напр., планирование потребностей в детских садах, консультационных учреждениях для
наркоманов, центрах профессиональной переподготовки). Конечно, границы таких исслед. были бы
всегда культурно обусловленными, но в конструкционизме не содержится ничего такого, что требовало
бы отказаться от интеллигибельных миров (или образов жизни) на основании признания их
общественно предустановленного характера.
2. Концептуальные нововведения (conceptual innovation). Хотя конструкционизм
благоприятствует переносу эмпирических усилий из условий искусственной лабораторной среды в
места повседневной практ. деятельности, он также подталкивает теорет. деятельность к выполнению
новой и более важной роли. Конструкционист подвергает сомнению традиционное представление о
том, что теории должны давать точные описания мира. Он утверждает, что язык обретает смысл и
выразительность (its meaning and significance)
в процессе своего функционирования в системе
отношений. Язык является важнейшим инструментом, при помощи к-рого осуществляются отношения.
Поэтому теорет. язык психологии должен оцениваться не с т. зр. правдоподобия, а исходя из его вклада
в культурную жизнь. С этой т. зр. практ. ценность теорет. формулировок определяется вовсе не тем, что
на их основе могут быть получены производные предсказания; скорее, когда психол. дискурс
приобретает интеллигибельность в рамках культуры (благодаря образования, СМИ, специалистам в
области психич. здоровья и т. д.), он становится используемым ресурсом в сфере повседневных
отношений. Т. о., научная работа в психологии в виде создания новых теорий может нести в себе
огромный потенциал для об-ва. Как только становится возможной смена «теоретических объективов»,
могут открываться новые возможности в старых проблемных областях. Новые способы понимания
конфликта, новые взгляды на образовательный процесс, новые оценки групповых различий и т. д.,
могут стать доступными в качестве культурного ресурса. Это не отвергает эмпирической работы на
уровне научного исслед. Однако исследовательские процедуры на этом уровне преимущественно
служат целям оживления науки (vivification):
они придают теорет. идеям как описаниям, так и
объяснениям осязаемость. Они дают возможность другим увидеть этот мир в конкретных чертах.
3. Ценностная рефлексия (valuative reflection). В эмпирической традиции, для критической
оценки научной работы использовались преимущественно методологические критерии. Главный
вопрос, к-рый надлежало адресовать данной формулировке, состоял в том, яв-ся ли она валидным
описанием изучаемого явления. Для конструкциониста, однако, решающий вопрос, к-рый надлежит
поставить в отношении теорет. формулировки, заключается в том, насколько она способна или как она
будет функционировать в более широких общественных рамках. Каким институтам и действиям окажет
поддержку эта теория, каких усилий потребует эта формулировка и какие новые возможности она
откроет все это вопросы, имеющие первостепенное значение. Обращение к таким вопросам с
неизбежностью предполагает обращение к размышлениям морального и политического характера.
Оказывает ли эта формулировка поддержку желательным или нежелательным формам культурной
жизни? Не расшатывает ли она дорогие сердцу институты? Способствует ли она челов. благополучию?
Такого рода вопросы с необходимостью перемещают научное размышление из области существующего
в область должного. С т. зр. конструкциониста, такое размышление должно стать естественной частью
научной подготовки, и статьи, посвященные обсуждению этих вопросов, должны играть ключевую роль
в книгах и журналах, относящихся к этой области.
Социально-конструкционистское исследование в психологии. С. к. не только снабжает
научную психологию метатеорией, его положения находят свое выражение на уровне самой психол.
теории. То есть, предоставляя описание направленной на производство знаний деятельности ученых, он
|