также предлагает способы понимания паттернов более широкой челов. деятельности. Это можно
проиллюстрировать на примере трех активно развивающихся областей исслед.
Основные усилия направлены на изучение дискурсивного конструирования реальности. Здесь
исследователи пытаются показать процессы, в ходе к-рых люди конструируют мир и самих себя при
посредстве языка. Применяя, как правило, процедуры дискурсивного анализа, многие исследователи
изучают паттерны конструирования существования (напр., культурных допущений в отношении
развития ребенка), конструирования СМИ гомосексуализма, конструирования обществом синдрома
приобретенного иммунодефицита (СПИД) или же дискурсы, используемые для описания интеллекта,
окружающей среды или культурных конфликтов. Большинство этих исслед. используются для того,
чтобы вызвать изменения в об-ве. Разъясняя и истолковывая общепринятые допущения, исследователи
надеются, что это может помочь людям освободиться от принимаемого на веру. В отличие от них, др.
исследователи пытаются указать на границы разрабатываемых нами конструкций. Например,
Смедслунд пытается аксиоматизировать культурные интерпретации разума (души), доказывая
невозможность для членов данной культуры включ. научных психологов сформулировать
интеллигибельное суждение, к-рое бы нарушало эти допущения. Др. ученые заняты способами, к-рыми
культурные дискурсы и позиции диалога используются при конструировании личной идентичности в
непрерывном процессе отношений между людьми.
Второе направление конструкционистских исслед. касается самих психол. процессов. Однако
усилия конструкционистов сосредоточены не на рассмотрении таких процессов, как универсальные и
трансисторические, а на индивидуальном функционировании, поскольку оно яв-ся социально
обусловленным как исторически, так и культурно. Как получается, что люди приходят к описанию их
психич. жизни теми способами, какими они это делают, и реализуют их таким образом, что эти
конструкции обретают реальность не только для них самих, но и для других? Ист. анализ тем самым
пытается обнаружить, каким образом психол. процессы складывались в предыдущие эпохи, и оценить
культурные условия, благоприятствовавшие определенному складу психич. мира либо делавшие его
дисфункциональным. Такие исслед. не только способствуют улучшению нашего ист. сознания, но
также приводят к разрушению привычных и уютных допущений об универсальности и повсеместности
психол. эссенциализма. Почти та же цель достигается изучением психологии коренного населения.
Психологически ориентированные антропологи, такие как Кэтрин Лутц, описывают «эмоциональные
паттерны» др. культур, совершенно незнакомые Западу, и изучают функции этих синдромов в
локальных культурных условиях. Др. исследователи предпринимают попытки исследовать
конструирование личности в рамках западной культуры. Напр., Эверилл с коллегами в своих работах
освещают правила выражения таких эмоций, как гнев, любовь и горе.
См. также Логический позитивизм, Постмодернизм, Рационализм, Социометрия, Теория
автоматического регулирования, Теория навешивания ярлыков, Теория систем
К. Герген
Социобиология (sociobiology)
С. исследует взаимосвязи между биолог. средами и соц. поведением животных и чел. Ее
развитие шло параллельно с др. естественными и общественными науками. С ее зарождением или
развитием в качестве специальной области знаний невозможно связать единственное событие, дату или
имя. Эдвард Уилсон помог сформулировать некоторые осн. социобиологические принципы. Его книги
не только создали концептуальные основы для этой области знания, но и послужили источником
бурных, продолжающихся до сих пор дискуссий.
Некоторые специалисты в области общественных наук заняли позицию, согласно к-рой
поведение чел. (и, в меньшей степени, животных) бесконечно податливо и зависит от изменений
окружающей среды. Некоторые биологи придерживаются столь же крайней т. зр., что окружающая
среда оказывает лишь незначительное воздействие на поведение, к-рое яв-ся, гл. обр., продуктом
наследственности. С. утверждает, что появление массива новых данных позволяет утверждать, что оба
этих фактора всегда тесно взаимодействуют.
С. не только пытается предсказывать и объяснять поведение индивидов, она также ищет пути
объяснения и предсказания эволюционных изменений общественного и культурного поведения групп.
С. в значительной степени опирается на расширенную дарвинистскую генетику.
Общие базовые принципы С. включают в себя признание естественного порядка развития соц.
поведения, многоуровневого объяснения поведения, целесообразности поведения (к-рое направлено на
|