измеряет фасад или верхний слой поведения личности и, следовательно, не дает ее полной картины. К
тому же, этот тест подкупает своей обманчивой простотой, и одно из его предполагаемых преимуществ,
легкость в освоении, может оказаться ловушкой для неосторожного пользователя. Для эффективной
работы с этим инструментом требуется клиническая подготовка, определенное обучение и опыт практ.
использования.
В силу своей краткости и простоты реализации Т. р. оказался довольно полезным инструментом
научных исслед. Большинство прошлых исслед., гл. обр., были связаны с установлением
специфических различий в клинических выборках или с прогнозированием антисоциального поведения,
но этот тест также использовался для эмпирического обоснования теорет. фундамента структурного
анализа для исслед. культурных различий и для углубленного изучения разнообразных
психопатологических синдромов, таких как множественная личность, нервная анорексия и
«компульсивный фасад» компенсаторная реакция на мозговые повреждения.
См. также Клиническая оценка, Проективные методики, Методика Роршаха, Тематический
тест апперцепции
Э. Вагнер
Тест складывания кубиков (block design test)
Этот тест, разработанный Сэмюелем Косом на основе проведенного им в 1921 г. обширного
исслед., был опубликован в 1923 г. С самого начала он задумывался как невербальный
интеллектуальный тест для исслед. аналитических и синтетических аспектов когнитивных функций.
Данные Коса показали, что тест дает высокую корреляцию с результатами по тесту интеллекта
Стэнфорд-Бине (r = 0,81) в широком возрастном диапазоне от 2 лет 7 месяцев до взрослости (хотя
действующие нормы не являются надежными для возраста менее 5 лет). Переработка теста и его норм
продолжалась др. исследователями на протяжении многих лет.
Этот тест до сих пор широко используется в качестве составной части батарей интеллектуальных
тестов, таких как Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS). Тж было установлено, что тест яв-ся
ценным инструментом в анализе аспектов «конструктивного» (constructive)
интеллекта, связанных с
переводом перцептивных образов (perceptual impressions) в спланированное конструктивное поведение.
См. также Меры интеллекта, Шкала Лурия-Небраска, Тесты интеллекта Векслера
М. Хатт
Тест скрытых фигур (hidden figure test)
Т. с. ф. измеряет когнитивный стиль «полезависимостьполенезависимость». Он разработан на
основе Теста встроенных фигур (Embedded Figures Test), использованного Виткиным и его
сотрудниками в своих исслед. Тест встроенных фигур состоял из двух наборов по 12 карточек с
цветными изображениями геометрических фигур. Задание заключалось в идентификации простой
фигуры внутри более сложной. Т. с. ф. состоит из 32 заданий (черно-белых изображений
геометрических фигур) в формате множественного выбора. Тестируемого просят идентифицировать
простую фигуру внутри более сложной, выбрав одну из пяти предложенных альтернативных фигур. На
выполнение всего теста отводится 10 минут. Показатель число правильных ответов минус
поправочный коэффициент.
См. также Полезависимость
Р. С. Эндрулис
Тест словесных ассоциаций (word association test)
Т. с. а. простая индивидуальная методика. Испытуемый в ответ на услышанное стимульное
слово должен как можно быстрее отреагировать первым пришедшим ему в голову словом.
Тестирующий регистрирует это слово, время реакции и любые др. специфические особенности в
поведении тестируемого.
Этот «дедушка» проективных методик имеет богатую историю. Еще Э. Крепелин применял этот
тест в целях клинической диагностики и сообщал об эффектах утомления, голода и применения
лекарственных средств в приводимых ассоц.
Лишь позднее этот тест обратил на себя внимание психоаналитиков. Карл Юнг был первым, кто
|