своей эффективности представляют собой «ядро» поведенческих методик контроля веса. Однако
недавние исслед. показывают, что эффективность этих компонентов поведенческой терапии, возможно,
ограниченна и они не всегда приводят к необходимому снижению веса.
Конечной целью любой терапии ожирения является существенное снижение веса с
последующим сохранением его уровня. Модификация поведения не оказалась достаточно успешной в
достижении обеих этих целей, поэтому исследователи продолжили поиск более успешной «формулы»
терапии.
Достигнутый за последние годы прогресс в поведенческой терапии ожирения обусловлен прежде
всего растущим пониманием сложности этой проблемы. Ожирение многоаспектная проблема, здесь
действуют психол., соматические, соц. и культурные этиологические факторы. Поведенческие
терапевты начали признавать сложность этой проблемы и пытаются сделать базисный подход
модификации поведения для контроля веса более дифференцированным. Исслед. эффективности
направлены на изучение влияния отдельных компонентов лечения использования низкокалорийной
диеты, соц. поддержки, фармакотерапии, стратегий профилактики рецидивов, физ. упражнений и
когнитивных вмешательств.
Заключение
Психоан. и модификация поведения внесли большой вклад в понимание ожирения, но
возможности обоих подходов в достижении и поддержании существенного снижения веса
ограниченны.
Дальнейшее развитие Л. о. должно идти в направлении к мультидисциплинарному подходу,
адекватному сложности проблемы.
Поскольку чрезвычайно трудно снизить вес во взрослом возрасте, больше внимания должно
уделяться профилактике. Объектом таких профилактических усилий должны быть дети контингент,
к-рому уделялось недостаточно внимания в исслед. ожирения, несмотря на наличие объективных
данных о том, что начало ожирения у взрослых во мн. случаях восходит к детскому возрасту.
Объединенные усилия, направленные на работу с детьми и их родителями, могут предотвратить
возникновение проблем, связанных с ожирением, в более позднем периоде жизни. Необходимо тж
содействовать формированию окружения, способствующего здоровому образу жизни. Рациональное
питание, физ. упражнения и борьба со стрессом должны находить себе место в школах, на рабочих
местах и в повседневной жизни. Тем самым мы сможем помочь людям как в поддержании нормального
веса, так и их здоровья в целом. Психоаналитики и поведенческие психотерапевты могут играть
важную роль в мультидисциплинарных бригадах, планирующих и выполняющих программы
терапевтического вмешательства.
См. также Поведенческая терапия, Ожирение, Психоанализ
Дж. Р. Форейт, А. Т. Кондо
Либидо (libido)
Теория Л. яв-ся одной из наиболее широких и спорных концепций психоан. Л. относится к
половому биолог. инстинкту, влечению или психич. энергии. Метапсихология изменений и
преобразований Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной,
анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоан. теорий психологии
развития, психопатологии и клинической практики.
Фрейд твердо верил в биолог. обусловленность Л. и возлагал большие надежды на его биолог.
трактовку, но все же расширил это понятие, включив в него наряду с базисными сексуальными
аспектами жизни еще и чувственные аспекты. К.-Г. Юнг подверг критике теорию Л. Фрейда уже в 1916
г., утверждая, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной,
недифференцированной формы психич. энергии или жизненной силы. Д. Рапапорт заменил понятие Л.
понятием общей, неспецифической энергии побуждений, когда переплавлял традиционный,
ориентированный на инстинкты и Оно психоан. в более широкую эго-психологию. Растущая
озабоченность в связи с банкротством гидравлической и термодинамической моделей, а заодно и
модели разрядки побуждения привела к устранению или ослаблению значения теории Л. во многих
позднейших формулировках психоан. теории.
Если оставить в стороне споры о том, какую роль играет Л. в психоан. теории или любой другой
теории поведения и патологии, то свою полезность сохраняют две неизменные области понятий,
выведенных из теории Л., в особенности если учитывать и уважать метапсихологический характер
|