Поведенческая терапия ассоциировалась с прямым лечебным вмешательством, опирающимся на
понятия теории научения. Поведенческая терапия предполагала исправление, но не обязательно
переопределяла сам характер поведения, нуждающегося в изменении. Это была скорее новая
процедура, чем новый подход.
В конце 50-х начале 60-х гг. стали появляться данные сравнительной проверки прямых и
непрямых методов терапии, свидетельствующие о преимуществе первых, и сам успех процесса лечения
без замещения симптома заставил усомниться не только в психоан. и биохимических редукционистских
теориях, но и в сущности т. н. анормального, девиантного или патологического поведения.
Есть много направлений М. п. Хотя любая конкретизация в этой области ведет к упрощению
действительности, четыре из них будут рассмотрены ниже. Первые два связаны соответственно с
теорией оперантного обусловливания Скиннера и теорией условных рефлексов Павлова / теорией
редукции драйва Халла. Еще два связаны с именами таких выдающихся исследователей как Теодоро
Айлон и Джозеф Вольпе, работы к-рых сделали прямое лечение в клинической обстановке наглядной и
эффективной альтернативой др. терапевтическим процедурам.
Методики модификации поведения
В рамках скиннеровской, или оперантной, теории частота поведенческих актов рассматривается
как функция последствий. Приятное событие, последовавшее за актом, повышает частоту его появления
в будущем в сходных обстоятельствах и называется положительным подкреплением (positive
reinforcement). Избегание или избавление от неприятных последствий тж повышает вероятность
повторения такого поведения в будущем; поскольку неприятного события не происходит, это
называется отрицательным подкреплением (negative reinforcement). Прекращение появления приятного
события после поведенческого акта снижает частоту его повторения в будущем и называется
угашением (extinction). Введение неприятных последствий вслед за актом снижает вероятность его
появления в будущем; этот принцип обусловливания называется наказанием (punishment). Новые
сложные акты поведения могут вырабатываться путем подкрепления последовательных приближений к
заданному образцу, что получило название формирования (shaping). Еще один способ, к-рым могут
создаваться сложные последовательности действий, сцепление (chaining), формирует цепочку реакций в
обратном направлении от заключительного акта к более ранним актам итоговой последовательности.
Третий способ построения новых или сложных поведенческих актов наз. постепенным снижением
помощи (prompting and fading). В этом случае инструктор помогает ученику сформировать целевую
реакцию, и по мере того как ученик овладевает навыком, объем оказываемой помощи постепенно
снижается. «Анормальное» поведение часто является следствием того, что родители или супруги
подкрепляют поведение, к-рое имеет для них краткосрочные выгоды, но в отдаленной перспективе
приводит к обратным результатам. Др. условия, приводящие к появлению или поддержанию
нуждающихся в модификации поведенческих актов, могут быть связаны с отрицательным
подкреплением, когда прошлые неудачи заставляют человека избегать трудных для него ситуаций, или
с суеверным поведением, когда случайное подкрепление ведет к поведению, поддерживаемому
последующими случайными приятными событиям по схеме, к-рую трудно угасить.
Дифференцировочный стимул (discriminative stimulus)
указывает время и место, когда и где акт
поведения будет иметь подкрепляющие последствия. Дифференцировочные стимулы, такие как
материнское внимание или деньги, могут стать подкрепляющими стимулами, и тогда их наз.
приобретенными, вторичными или генерализованными подкреплениями. Приобретенные подкрепления
могут терять свою силу, как деньги в период высокой инфляции, или даже становиться аверсивными,
когда они сигнализируют об отмене или отсрочке прежнего подкрепления, как в случае превращения
матери в «дуэнью». Образование одобряемых об-вом приобретенных подкреплений и эмиссия
поведения при ожидаемых в данном об-ве дифференцировочных стимулах главные элементы
социализации. Однако, осн. подкрепляющие стимулы, такие как пища, могут вызывать пресыщение, т.
е. терять свою эффективность в случае избытка.
Первоначально нейтральный раздражитель, при появлении незадолго до или сразу после
другого, может начать вызывать реакцию, ранее вызывавшуюся этим др. раздражителем. Такой
раздражитель, как алкоголь, может вызвать реакцию избегания, отвращения или тревоги, если он связан
по времени с ударом электрического тока или тошнотой, вызываемой хим. веществом апоморфином.
Это наз. аверсивным обусловливанием (aversive conditioning). И наоборот, если элементы пугающих
раздражителей или ситуаций предъявляются в момент, когда мышечное расслабление индивидуума
более выражено, чем физиолог. корреляты предвосхищаемого им наказания (тревоги), реакция страха
или избегания может снизиться. Это составляет операциональную основу систематической
|