лечения, к-рые оказались эффективными в устранении панических приступов и избегающего
поведения.
Психол. лечение, продемонстрировавшее эффективность в исслед. исхода с использованием
контрольных групп, представлено двумя осн. подходами: когнитивно-поведенческим и экспозицией
анксиогенному стимулу. К первому относятся методики тренинга мышечной релаксации и дыхания,
когнитивное реструктурирование, а ко второму помещение больных в ситуации, к-рых они ранее
избегали, вплоть до восстановления уровня субъективного комфорта в этих ситуациях. Исслед.
суммарной эффективности этих стратегий показывают, что при наиболее результативной комбинации
(когнитивно-поведенческая терапия,
экспозиция и лечение высокоактивными бензодиазепиновыми
препаратами) значительное улучшение достигается в более чем 80% случаев.
См. также Тревога, Катарсис, Детские страхи, Страх, Жизненные события, Умственные
образы, Насилие
Дж. Клам
Парадигмы (paradigms)
П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к
успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного
мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии
эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а
следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или
характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом
решения к.-л. проблемы.
П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы,
определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения
тех или иных функций. Изменение паттерна и как следствие этого изменения отклонение от
установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл «сдвигом парадигмы,... переходом к новой игре, к
новому набору правил».
В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые
сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают
неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не
традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П.
Институт семьи
До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались
канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина
должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб обязанность мужчины. К 1950 г.
произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в
семьях появилось немного «свободных» денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая
зарплата стала необходимым условием выживания.
Религия
Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической
церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение
литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение
количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные
нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе
Куна, писал: «Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее
количество неофитов». По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше
последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается.
К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были
парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П.
в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна,
Р. Дж. Стернберга,
Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные
методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть
место под таким большим «зонтом», каким является образование.
Баркер утверждал, что «увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой
жизни любой культуры и орг-ции». Нек-рые парадигмы «приживаются» с большим трудом, а другие
|