предположительно отнесенные к «эйдетикам», были не более точны в своем описании увиденного ранее
рисунка, чем др. дети. Истинность П. по-прежнему вызывает большие сомнения. Уже давно известно,
что условные реакции отличаются от безусловных. Тогда почему П. должно быть хотя бы чуть точнее
предшествующей реакции, воспроизведением к-рой оно яв-ся? В конце концов, стимул для фактической
реакции отсутствует.
В практ. аспекте П. или внутренние образы использовалась в последние два десятилетия в
различных направлениях. Возможно, самой разраб. областью стала область поведенческой терапии, в к-
рой клинические психологи просили пациентов представить в воображении различные виды предметов,
вызывавших у них тревогу или создававших проблемы, затем обучали тому, как расслабиться во время
воображения ситуации (из прошлого), вызывающей напряжение. При проявлении осторожности и
терпения такие пациенты могли расслабиться в реальной ситуации после соотв. практики с
воображаемой угрозой. Тем не менее, не следует просто ждать перехода из кабинета терапевта в
реальный мир, и необходимо практиковаться в реальных ситуациях, провоцирующих тревогу.
Др. интересное приложение внутренних образов имеет место в спортивных играх и навыках,
таких как метание дротиков, координация движений в гимнастике и свободные броски в баскетболе.
Люди, потратившие нек-рое время, представляя в воображении, что совершают успешные движения,
явно смогли улучшить свои рез-ты больше, чем контрольная группа, к-рая не занималась «мысленной
тренировкой». Если такое преимущество простого П. достоверно подтвердится, можно будет извлечь из
него пользу во мн. др. областях. Остается лишь полностью раскрыть действительно полезные детали
сеансов воображения.
См. также Эйдетическая психотерапия, Без(о)бразное мышление
Б. Р. Бугельски
Предубеждение и дискриминация (prejudice and discrimination)
Термины П. и д. несут в себе различный смысл для большинства представителей общественных
наук. Первый означает обладание негативными аттитюдами определенного типа в отношении членов
специфической группы или категории, последний применяется к негативным действиям, направленным
против таких целевых объектов или жертв П.
Если говорить более конкретно, специалисты в области общественных наук рассматривают П.
как обладание негативными аттитюдами, вызывающими негативные или неблагоприятные оценки лиц,
к-рым приписывается членство в др. группе. Предубежденные люди могут стать жертвами ошибок в
процессе переработки и извлечения информ. в отношении объектов их негативных чувств: со временем
такие люди начинают думать о своих «мишенях» определенным образом и эффективно
отфильтровывать или игнорировать информ., не согласующуюся или противоречащую тому
убеждению, к-рое у них сложилось.
Представляется, что П. как аттитюд имеет тройственную природу и обладает когнитивным,
аффективным и поведенческим компонентами.
Убеждения и ожидания индивидуума в отношении конкретной группы составляют когнитивный
компонент такого негативного аттитюда. Термин «стереотип» используется для обозначения сетей или
кластеров таких убеждений и ожиданий. В основе всех стереотипов лежит исходное допущение о том,
что все, кто принадлежит к одной и той же специфической категории или группе, проявляют сходное
поведение и обладают сходными аттитюдами.
Люди, обладающие П. против определенных групп, склонны испытывать сильные
отрицательные чувства, когда они сталкиваются, непосредственно или косвенным образом, с этими
группами. При этом вступает в действие аффективный компонент такого негативного аттитюда,
связанный с глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями, сопровождающими
когнитивные реакции в отношении объектов П.
Поведенческий компонент П. вызвал к себе наибольший интерес исследователей. В этом случае
речь идет о тенденции предубежденных людей вести себя негативным образом по отношению к
объектам их П. Когда такие тенденции начинают открыто проявляться в поведении, говорят о
возникновении Д.
Масштабы той соц. проблемы, к-рую представляют собой П. и д., привели к возникновению
новой терминологии. Тоукенизмом наз. форму мягкой Д., характеризующуюся тенденцией со стороны
части предубежденных людей внешне вести себя позитивным и предупредительным образом по
отношению к объектам их П. в ситуациях, когда такое поведение не требует от них больших затрат или
|