содержательных слов (Zurif, 1990). Кроме того, как мы увидим далее, грамматические морфемы
приобретаются иначе, чем содержательные слова.
Наиболее важный аспект слова это, конечно же, его значение. Слово можно считать
названием понятия; тогда значение слова это понятие, которое этим словом называется. Некоторые
слова неоднозначны, поскольку они служат названиями более чем одного понятия. Словом «club»,
например, называют и вид общественной организации (клуб), и предмет для нанесения ударов
(клюшка). Иногда мы осознаем неоднозначность слова, например, когда слышим предложение «Не was
interested in the club» («Его интересовал этот клуб» и «Его интересовала эта клюшка»). Чаще всего,
однако, контекст предложения делает значение слова достаточно ясным, так что мы не ощущаем
никакой неоднозначности, например: «Не wanted to join the club» («Он хотел вступить в клуб»).
Впрочем, даже в последнем случае мы можем бессознательно на короткий момент учитывать оба
значения слова. В одном эксперименте испытуемому предъявляли предложение «Не wanted to join the
club», за которым тут же следовало тестовое слово, которое испытуемый должен был прочитать вслух
как можно быстрее. Испытуемые читали слово быстрее, когда оно было связано с одним из значений
слова «club» (например, «группа» или «ударить»), чем когда оно не было связано ни с одним из его
значений (например, «яблоко»). Это указывает на то, что при понимании предложения активировались
оба значения слова «club» и что оба значения могли облегчать восприятие связанных с ними слов
(Tanenhaus, Leirnan & Seidenberg, 1979; Swinney, 1979).
Фразовые единицы. В качестве слушателей мы обычно без усилий объединяем слова во
фразовые единицы, к которым относятся предложения и словосочетания. Важным свойством этих
единиц является то, что они соответствуют частям суждения. Такие соответствия позволяют слушателю
«извлекать» из предложений суждения (или мысли).
Чтобы понять эти соответствия, сначала надо уяснить тот факт, что всякое высказывание делится
на две части: субъект и предикат (описание). В высказывании «Одри имеет вьющиеся волосы» «Одри»
является субъектом, а «имеет вьющиеся волосы» предикатом. В высказывании «Портной спит»
«портной» это субъект, а «спит» предикат. А в высказывании «Учителя очень усердно работают»
«учителя» субъект, а «очень усердно работают» предикат. Выходит, что всякое предложение
можно разбить на части так, чтобы каждая часть соответствовала субъекту или предикату высказывания
или целому высказыванию. Например, простое предложение «Ирен продает страховку» можно
интуитивно разделить на две части: «Ирен» и «продает страховку». Первая часть, называемая именной
группой, поскольку она сосредоточена вокруг существительного, определяет субъект высказывания.
Вторая часть, глагольная группа, задает предикат высказывания. В качестве более сложного примера
возьмем предложение «Серьезные ученые читают книги». Оно делится на две части: именную группу
«серьезные ученые» и глагольную группу «читают книги». Именная группа выражает полное
высказывание «ученые являются серьезными»; глагольная группа выражает часть (предикат) другого
высказывания «ученые читают книги» (рис. 9.2). Опять-таки, фразовые единицы близко соответствуют
элементам высказывания, что обеспечивает связь между речью и мыслью.
Предложение
Обороты речи
Высказывания
Серьезные ученые
читают книги
Серьезные ученые
(
именная группа)
читают книги
(
глагольная группа)
Ученые являются серьезными
(
субъект) (предикат)
_________________
читают книги
(
предикат)
Рис. 9.2. Фразовые единицы и высказывания. Первый шаг в извлечении высказываний из
сложного предложения состоит в разложении этого предложения на обороты речи. Разложение
происходит по правилу: «Всякое предложение можно разделить на оборот с именной группой и
оборот с глагольной группой».
Таким образом, слушая предложение, человек сначала делит его на обороты с именной и
глагольной группами, а затем извлекает из них высказывания. Есть достаточно много данных,
подтверждающих, что человек делит предложения на речевые обороты, рассматривая их как отдельные
единицы, причем некоторые данные получены в экспериментах с памятью. В одном исследовании
испытуемые слушали предложения, например: «Бедная девушка украла теплое пальто». Сразу после
|